Это его глазами зритель увидел фильмы «Большая перемена», «Берегись автомобиля», «Чучело». Легендарные приключения гардемаринов – это его совместная работа с женой, режиссером Светланой Дружининой. Корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина встретилась с юбиляром.
Обычно Анатолий Мукасей за кадром. И на работе, и дома, и на даче, когда нужно снять то, что вырастила жена, режиссер Светлана Дружинина.
«Помидорки маленькие. Это так смешно и так удивительно. Они как дети», – говорит Светлана Дружинина.
Спокойная дачная жизнь для них – редкость. Не так давно закончили снимать продолжение про гардемаринов. В свои 85 Анатолий Мукасей лично ездил выбирать натуру для съемок.
«Какая может быть дружба между оператором и режиссером на съемочной площадке? Никакая. Режиссеру всегда кажется, что все очень медленно. Никогда не скажет, что снимать можно, если дело не сделано. Он эстет», – поделилась Дружинина.
Анатолий Мукасей – сын советских разведчиков. Однажды на сталинской даче в Гаграх он вместе с мамой посмотрел фильм «За витриной универмага». На экране появилась Светлана Дружинина. Именно в кино он увидел будущую жену.
«Мама Толе говорит: – Тебе нравится девочка? – Да, милая. – А ты хочешь, чтобы она была моей женой? – Не возражаю», – рассказала Дружинина.
Познакомились, когда учились во ВГИКе. Анатолий еще в детстве решил, что будет оператором, когда отец подарил первый фотоаппарат.
«Я вышел снимать мальчишек, с которыми я гулял. Пошел проявлять на бумаге изображение, и меня удивило что в ванночке возникают мальчишки. Я схватил бумагу, побежал на улицу, и она стала черной. Потому что папа не объяснил, что надо фиксировать», – говорит народный артист РФ Анатолий Мукасей.
В фильме «Выстрел в тумане» Анатолий Мукасей работал ассистентом. Но оператора увезли в больницу с аппендицитом. Съемки надо было продолжать, и Мукасей встал за камеру. Материал пришел отсматривать руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев. После он распорядился: «Следующую картину снимаешь сам». Почти все следующие фильмы оператора стали золотой коллекцией советского кинематографа.
«Снимали «Первую девушку». Купили огромный заброшенный сарай из бревен. Мы должны были его поджечь. Толя ходил, потирал руки, воображал, как же запылает этот сарай. Появляется режиссер. Говорит: «Пиротехники готовы?» В сарае пошел дым, и как полыхнул сарай. Толя упал с крана. Я понял, что что-то случилось. Толя лежал и плакал», – рассказывал народный артист СССР Лев Дуров. Именно Мукасей показал советскому зрителю, что такое экшн в кино. Хотя техника тогда весила десятки килограммов, а каждый метр пленки был на вес золота. Сцены в фильме «Берегись автомобиля» он снимал без кранов и без страховки.
Теперь он снимает на цифру. Это дает возможность переснимать сколько угодно и добавлять графику. Но Анатолий Михайлович даже на современную технику старается снять так, будто это пленка. Только она способна дать особенный объем кадру.
«Каждая картина – это огромный кусок жизни. Это год, полтора, два. Картин у меня много, и вся жизнь, конечно, связана с кино. Поэтому кино продлевает жизнь. Такая магия – это кино», – говорит Анатолий Мукасей.