12:34 27/07/2023

Собачье дело: как незрячий петербуржец добился права ездить в метро с собакой-поводырем без намордника

Фото: Артур Ломидзе © МТРК «Мир»

Инвалид по зрению выиграл в суде право спускаться в подземку с собакой без намордника. В ходе судебного разбирательства выяснилось: у четвероногих помощников незрячих сегодня много проблем, и решать их приходится самим слабовидящим.

Валерий Крумкач и Урс

Без намордника нельзя!

Атаки бездомных собак

Эта история началась в петербургской подземке. Валерий Крумкач – ветеран Афганистана, там же получил роковое ранение и потерял зрение. Семь лет назад мужчина обзавелся поводырем. Лабрадор Урс стал не просто его глазами, а настоящим другом. В начале 2023 года товарищи, как обычно, возвращались домой. Маршрут их традиционно пролегал через метро. И традиционно они шли туда во всей необходимой животному амуниции и без намордника.

Неожиданно дорогу им преградил сотрудник метрополитена и заявил, что собаку не пустит. Валерий удивился такому заявлению, ведь никогда проблем не возникало. Даже на матчи петербургского Зенита он не раз ходил с Урсом. Их без лишних вопросов пускают на стадион, в театры и магазины. Но работник процитировал правила перевозчика.

Пункт 27. Подпункт 9

На этот перечень прав и обязанностей пассажиры редко обращают внимание при входе в подземку. Но там действительно есть пункт 27 и его подпункт 9: «Пассажир вправе: перевозить собаку-проводника в наморднике». Валерий Крумкач попытался объяснить, что это невозможно. Если обычный человек уронит телефон или кошелек, он без проблем нагнется и поднимет. Незрячий же может этого просто не заметить или ему придется долго шарить по земле руками в поисках пропажи. В потоке людей в час пик это небезопасно и совсем негигиенично. Урс, как и другие подобные ему подготовленные собаки, обучен тут же поднимать все, что уронил хозяин, и возвращать предмет прямо ему в руки.

Сесть! Встать! Дай лапу – суд идет!

Валерий обратился в суд с просьбой отменить дискредитирующее, по его мнению, всех инвалидов по зрению требование. На первое же заседание он пришел с собакой, и кажется, уже в этот момент весы фемиды склонились на сторону мужчины. Да и в здание городского суда Урса приставы пустили без намордника.

Фото предоставлено объединенной пресс службой судов Санкт-Петербурга

Линия защиты… от поводырей

Петербургский метрополитен к разбирательству подготовился. Двумя главными столпами защиты были: нормы сельского хозяйства и безопасность. Первый аргумент: даже обученный пес-поводырь – в первую очередь животное. А значит, может укусить. Второй: ссылка на ГОСТ Р 54953-2012. Называется он так: продукция для непродуктивных животных зоотехническая. В нем перечислены товары, которые можно продавать в зоомагазинах. Среди игрушек и когтерезок есть пункт – амуниция. Его юрист и процитировал.

Амуниция:

30. Идентификационная бирка: пластина или медальон, содержащий информацию о животном.

31. Водилка: мощный укороченный поводок.

32. Кликер: механическое звуковое устройство, предназначенное для воспитания и/или дрессировки животного.

33. Намордник: приспособление для защиты от укуса животным.

34. Ошейник: изделие, надеваемое на шею животного, предназначенное для его фиксации.

35. Поводок: изделие с карабином-фиксатором, крепящееся к ошейнику животного, предназначенное за перемещением животного.

36. Ринговка: изделие, предназначенное для контроля за перемещением животного на выставочных показах.

37. Рулетка: приспособление с изменяемой длиной поводка, предназначенное для контроля перемещения животного.

38. Шлея: изделие, надеваемое на тело животного, предназначенное для его фиксации.

По мнению метрополитена, вся перечисленная амуниция должна быть на собаке. Но если следовать этой логике, слабовидящим придется спускаться в метро с четырьмя разными поводками. Нужна, например, даже ринговка – устройство для контроля за животным на выставках. И еще в руках у него должно быть место для кликера – механического устройства для тренировки собак.

И если второй аргумент защиты звучит как шутка, то к первому судья отнесся серьезно. И попросил на следующее заседание принести документы, описывающие подготовку собак-поводырей.

По словам кинологов, щенков выбирают из пород, изначально не предрасположенных к агрессии, чаще всего это лабрадоры.

Эти собаки были выведены в Канаде в XIX веке. Изначально должны были служить как охотничьи-подружейные. Именно поэтому они очень хорошо поддаются дрессировке. Но их добрый характер сделал их сегодня одной из самых популярных пород для семьи. Активные, уравновешенные, хорошо ладят с незнакомцами и другими собаками. Часто используются как собаки-компаньоны и спасатели.

Но даже тут без отбора никуда. Щенки проходят целую серию тестов. Они были разработаны еще в 70-х и приняты во всем мире. За 49 дней животного проверяют на то, как он социализируется, как контактирует с человеком, проявляет ли агрессию. Критериев десятки. За 6-7 месяцев во время полового созревания проходит еще один строгий отбор. Последняя проверка в год. Собак проводят через толпу людей, которые производят резкие движения – приседают, размахивают руками, громко разговаривают… Единственное – нельзя бить собаку. Потом животным дают команду «сидеть» и делают несколько выстрелов из стартового пистолета. Максимум, что имеет право сделать собака, это повернуть голову. Если она проявит страх или агрессию, испытание провалено.

Вердикт: собака бывает кусачей… но не поводырь

Изучив кинологические документы, судья запросил у метрополитена еще одну статистику – случаи нападения собак-поводырей в петербургской подземке. Таковых зафиксировано не было. Судья удовлетворил иск.

Теперь Валерий с Урсом снова ездят на метро без намордника. А с ними и все незрячие в Петербурге могут забыть об этом неудобном и не нужном их компаньонам элементе амуниции.

А вот метрополитену теперь придется перепечатать висящие на каждой станции правила проезда.

Мечта о друге

Обученных животных сильно не хватает. Около тысячи незрячих россиян, может, и хотели бы, чтобы их с псом-поводырем куда-нибудь не пустили. Но у них такой собаки нет. Подготовка одного животного обходится примерно в полтора миллиона рублей. В России собак тренируют лишь в двух центрах. Самый крупный – получает господдержку. Эти средства позволяют приобретать породистых щенков и тренировать их на протяжении полутора лет.

Перед передачей поводыря хозяину незрячего приглашают в центр на две недели. За это время животное и человек под присмотром кинологов учатся жить вместе.

Второй центр работает так же, но исключительно на пожертвования благотворителей. В год около 100 собак обретают новый дом. Правда, в очереди за таким другом придется простоять два-три года.

Спасение утопающих…

Несколько лет назад в Петербурге появился третий центр подготовки собак-поводырей. Это первая подобная организация, в которой собак готовят незрячие кинологи.

Валерий Крумкач и Урс на строящейся площадке для подготовки собак -поводырей

Полоса препятствий для слепых и их собак

Подготовка поводырей без специальной площадки невозможна. Петербургский центр получил от города участок земли и сейчас строит такую. Работы на начальном этапе, но вскоре на пустыре должны появиться все характерные для города препятствия – пешеходные переходы со светофорами, лестницы, бордюры.

Тренировка собак – поводырей на строящейся площадке

Активисты купили даже троллейбус, чтобы животные понимали – как в них заходить. Уже сейчас здесь вполне успешно готовят собак для незрячих. Но помощь тех, кто видит… проблему не решает.