Еще школьницей она выбрала спортивный путь, хотя мечтала стать актрисой. С ее подачи в 90-е началась новая волна популярности художественной гимнастики. Эффектная женщина и светская львица. В прессе Ирину Винер-Усманову нередко называют восточной красавицей за ее любовь к ярким цветам и дорогим украшениям. Как она около 30 лет воспитывает олимпийских чемпионок? Об этом читайте в нашем материале.
Сентябрь 2019-го года, Баку, чемпионат мира по художественной гимнастике. Идет упражнение с обручем. Вот фаворитка соревнований, Дина Аверина, совершает ошибку и проигрывает пять сотых балла гимнастке из Израиля. Сборной России нужно настоящее чудо!
«У меня выступала первый раз на чемпионате девочка, ее зовут Катя Селезнева. Она выступала последняя, и это означало то, что мы проиграли первое упражнение с обручем, первый вид программы. Я вдруг стала повторять одно и то же, то, что я никогда не говорила: «Катя, выиграй! Катя, выиграй!» Повторяла одно и то же. И она выиграла», – вспоминает Президент всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер-Усманова.
Не Катю Селезневу, не Евгению Канаеву, не Маргариту Мамун и не Алину Кабаеву считают главным чудом в российской художественной гимнастике. Это главный тренер сборной, Ирина Александровна Винер-Усманова. Уже тридцать лет она воспитывает чемпионок. За это время на Олимпийских играх и чемпионатах мира – практически ни одного провала. И это ли не чудо!
Кровля в виде летящей золотой ленты. Витражные стекла высотой 26 метров, отражающие небо. Вестибюли, украшенные мозаикой с русскими народными узорами, – хохломой, гжелью. Настоящий дворец красоты, искусства, спорта, – Дворец художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой, – открылся в июне 2019-го года. Долгие полвека Ирина добивалась вовсе не личных кубков и медалей.
«На моем веку есть ряд людей, таких же, рожденных в СССР, которые сами не завоевали этот самый высокий титул олимпийского чемпиона, победителя. Но они смогли это сделать и все равно стали этим олимпийским победителем благодаря своим воспитанникам, воспитанницам», – отмечает двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Светлана Хоркина.
Конец 50-ых, столица советского Узбекистана. Глинобитные домишки, узкие улочки, многочисленные базары. Даже после войны долгое время Ташкент сохранял дореволюционный вид. Сюда из Самарканда переехала семья Винер: художник Александр Ефимович, врач Зоя Зиновьевна и их дети – Ирина и Борис.
«Ощущения детства – это солнце, это фрукты, это реки, которые текут с гор, это великолепные сады фруктовые, это прекрасные люди, базары с очень красивыми людьми. Мой папа всегда писал именно колхозников, людей труда, сталеваров, шахтеров, поэтому я всегда была очень проникнута к людям рабочим, которые трудятся. Бабушка меня очень приучала к труду. Она была очень образованным человеком и приучала меня к труду, не только физическому, но и умственному. У меня это чувство прекрасного присутствовало всегда: и в училище хореографическое поступала, и актрисой хотела стать», – говорит Ирина Винер-Усманова.
Ее сейчас могли бы титровать даже не как главу Федерации художественной гимнастики, а как народную артистку. Но еще школьницей Ирина выбрала другой путь – спортивный.
«Был фильм, в котором я должна была сниматься, но у меня были соревнования, и я уехала. Я не могла подвести команду, у меня всегда было очень большое чувство ответственности», – рассказала Ирина Винер-Усманова.
90-ые годы, Учебно-тренировочный центр Новогорск.
«Я вошла в огромнейший зал с высокими потолками. Там занимались симпатичные длинноногие девушки и сидела группа тренеров. Среди них выделялась женщина небольшого роста с властным характером. Я тогда была еще молодой начинающий тренер и спросила: «Это кто?» А мне ответили: «Ну как, ты разве не знаешь? Это Ирина Александровна Винер, это самая-самая известная», – вспоминает тренер по фигурному катанию Тамара Москвина.
В Новогорск Ирину Винер и привело ее чувство ответственности. В стране – трудные времена, деньги на спорт почти не выделяются, многие именитые тренеры уехали за границу, так как дома нет работы. Был такой опыт и у Винер.
«Я туда уехала, потому что был наказ Советского Союза – помочь Великобритании. Еще раньше, в Латвии, мне попались девочки, которых я очень здорово потренировала, и они выиграли чемпионат Великобритании. Потом меня пригласили туда работать. Я выполнила миссию, они попали на Олимпийские игры в полном составе, две гимнастки из двух возможных, заняли там очень хорошие места, и я вернулась. С тех пор в Англии больше никто не выступает на Олимпийских играх», – рассказала Ирина Винер-Усманова.
С тех пор она тренирует только российских спортсменок.
«Сколько она вкладывает в каждого своего спортсмена! Мы видим, что все, кто соприкоснулся с ней, становятся чемпионами. Это, наверное, все-таки команда Винер», – отмечал модельер, Народный художник России Валентин Юдашкин.
«У нее столько детей, очень много! У нее не один ребенок, которого мы знаем, у нее очень много детей, и мы знаем, что они ее называют порой мамой», – с улыбкой говорит двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Светлана Хоркина.
«Моя мечта – заниматься с маленькими девочками, потому что они ангелы, а работать с ангелами очень приятно», – признавалась и сама Ирина Винер-Усманова.
Алину отдали в гимнастику в 3,5 года. Несколько лет она занималась в спортивном обществе «Трудовые резервы» в Ташкенте, на соревнованиях занимала невысокие места – 10-ые, 11-ые. Пока тренер не посоветовала ехать в Москву, к Ирине Винер.
«Моя мама бросила все, всех и поехала со мной в Москву. Это было не просто, это было сложно, но она приехала, показал меня Ирине Александровне. Сначала она не хотела меня брать – она говорила, что я уже старая, мне было тогда 11 лет. Мама ее просто упросила: посмотрите, как ребенок тренируется в зале. И действительно, она сказала: «Все! я тебя оставляю. Только с одним условием – если ты похудеешь на три килограмма за три дня», – вспоминает олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Алина Кабаева.
«Она очень терпеливая, она ждет того часа, когда все-таки получится и раскроется из гадкого утенка красавец лебедь, и выйдет на помост и выиграет медаль», – говорит про Ирину Винер Светлана Хоркина.
После долгих лет тренировок, после неудач и даже допинговых скандалов Алина Кабаева взяла свое золото на Олимпиаде 2004-го года в Афинах.
«За что я ей безумно благодарна, это за то, что, когда была дисквалификация и я на самом деле подумывала бросать спорт, я не приезжала на тренировки, – она была со мной рядом. Я видела, что тренер хотел, чтобы я осталась. Она мне этого не говорила, но давала понять своим поведением, звонками: «Ты где, ты должна быть на тренировке, что происходит?» Я поняла, что она борется за меня, и боролась до конца. Это, конечно, здорово, – я понимала, что с ней не страшно, что она за своих детей, извините, вообще всех на место поставит!» – отмечает Алина Кабаева.
2017-й год. Польский режиссер Марта Прус выпускает документальный фильм «За пределом» – про российских гимнасток, воспитанниц Ирины Винер. Весь мир в шоке от тренерских методов Винер. Непосвященным в тонкости большого спорта людям они показались слишком жесткими.
«Это буря! Периодически на соседнем ковре мы слышали такое! Знаете, когда собака боится, она уши прижимает. У нас тоже было похожее ощущение. Но когда Ирина Александровна требует класса, качества, это обеспечивает победу на Олимпийский играх», – отмечает Светлана Хоркина.
«Там, где кончается дисциплина, кончается успех. Там, где кончается успех, – значит, была дисциплина не та. Без пота и крови разве было бы интересно? Если бы все медали повесить девушке, которая только пришла, разве это не хлеб стыда? Пока я не доделаю все до конца, пока не увижу, что это чисто, что это спектакль, что это красиво, что это для зрителей и для судей приятно и правильно, я не отступаю и работаю до конца», – объясняет Ирина Винер-Усманова.
Жесткость и порой жестокость тренера – цена победы. Но есть и другая сторона, скрытая. Там, где рождается самая глубокая привязанность спортсменок к тренеру.
«Ирина Александровна наша любимая всегда говорит, что мы мирные воины, что мы воины света, и когда мы поднимаемся на пьедестал, с нами на пьедестал поднимается вся страна», – такие слова говорят ученицы об Ирине Винер-Усмановой.
«Это не так, что Ирина Александровна, как в кукольном театре, держит палочку с ниточками и кого-то дергает. Но все равно, без чего нельзя этот план воплотить, так это без любви к тем детям, с которыми идет работа», – отмечает тренер по фигурному катанию Тамара Москвина.
«Я не понимала, откуда столько сил, я так любила это дело! И так любила, когда Винер в зале, она была моей батарейкой. Как только она придет, даже если она только смотрит боком – все! Я не могу это объяснить, но, чтобы нашему зрителю было понятно, это, наверное, сродни ощущениям конфетно-букетного периода, когда тебе парень нравится, но еще не очень ясно, или когда парню нравится девочка, и любой взгляд – это мурашки и какие-то странные вибрации. Вот у Ирины Александровны иногда бывает такой мужской взгляд, что ты вздрагиваешь и робеешь, но ты без него больше не можешь жить», – признается гимнастка, телеведущая Ляйсан Утяшева.
1948-й год, первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. Именно здесь зародился этот красивый и зрелищный вид спорта. Прошло много лет, прежде чем он вышел на мировой уровень. Летняя олимпиада 1980-го года, триумф советских спортсменов. Именно здесь могли бы появиться первые олимпийские чемпионки по художественной гимнастике. Но выступления были лишь показательными. Уже после Игр было принято историческое решение, и художественная гимнастика стала олимпийским видом спорта.
«Я была трехкратной чемпионкой Узбекистана. Я была очень выразительная, и эти эмоции мне помогали, потому что техника тогда очень хромала. Приезд тренера из Ленинграда Элеоноры Сумароковой положил начало этой красоте, этой школе и всему тому, чем я сейчас владею», – поделилась Ирина Винер-Усманова.
Благодаря Винер в 90-ые началась новая волна популярности гимнастики во всем мире.
«Когда я наблюдаю, как юные гимнастки 15-17 лет исполняют какие-то элементы, я не хочу сказать, что это цирк Дю Солей. Это намного сильнее, намного интереснее, это обличено в спортивную форму. То, что они делают в упражнениях с предметами, – это фантастика! Трудно себе представить, сколько часов нужно проводить и посвящать этому, чтобы это исполнить», – отмечает президент Российского танцевального союза Станислав Попов.
«Посмотрите, как они их ловят: куда-то отсюда, из-под ноги, из-под руки, из-за спины. Я даже не знаю, как гимнастка видит эти предметы. Раньше, я вспоминаю, они только катали вот так по груди или обруч, это максимально», – говорит про технку спортсменов Светлана Хоркина.
Были времена, когда своих подопечных Винер и одевала, и кормила. Однажды в ее маленькой квартирке ночевали 12 спортсменок! С тех пор многое изменилось, гимнастика стала коммерчески успешным видом спорта.
«Ни для кого не секрет, что Ирина Александровна всегда вкладывала и никогда не надеялась ни на какие гранты, ни на что, имея возможность или не имея возможность. Как она правильно говорит, когда ты любишь свое дело, вкладываешься в него душой, финансами и всем, то оттуда, сверху, посылают», – отмечает Ляйсан Утяшева.
«Она не может жить на орденах, на медалях, на заслугах бывших. Она настолько космически идет вперед, что то, что было, ей неинтересно. Пускай кто-то об этом вспомнит, расскажет. Она – человек-огонь, человек-космос, который только вперед», – отмечал Валентин Юдашкин.
«Она локомотив, за ней все эти вагончики и идут, – подтверждает и Светлана Хоркина.
Золотой конвейер Ирины Винер – так называют ее учениц. А она мечтает об учениках!
«Мне бы хотелось, чтоб выступала пара, как в синхронном плавании. Чтобы был мальчик и девочка, и они выступали с предметами. Это очень красиво!» – уверена Ирина Винер-Усманова.
Конец 90-ых. Алина Кабаева готовилась к очередному чемпионату мира, а Ирина Винер подыскивала ей новый образ, да такой, чтобы зрители ахнули. Пришить на костюм стразы – это был смелый шаг! И дополнительная нагрузка на спортсменку в полтора-два килограмма! Но Винер была уверена: нужно развивать не только технику, но и шоу.
«Она первая разработала эти фантастические купальники. Она сделала это из обычного купальника, скучного купальника, в чем плавали, в чем была спортивная гимнастика и художественная гимнастика. Она нашла собственное лицо», – давал свою оценку Валентин Юдашкин.
«Я вспоминаю нашу первую олимпиаду в 1996 году в Атланте, в Америке. Девочки еще выходили, как и мы, в купальничках, и потом резкая коллаборация в костюмах. Она делает театральное шоу, она заводит моду! И это придает такую красочность и популярность художественной гимнастике, что рейтинги просто зашкаливают, в том числе по просмотрам», – отметила Светлана Хоркина.
Еще в начале 70-ых Ирина Винер первой в Ташкенте надела черные чулки, мини-юбку и высокие обтягивающие сапоги – это была настоящая революция для республики с патриархальными нравами.
«У меня никогда не было ни визажистов, ни одевальщиков. Просто я дочь художника и все вижу в зеркале. Так же как и в зале, у меня есть глаза. «У тренера должны быть глаза», – сказал великий Тарасов. Так и у женщины, которая хорошо одевается, тоже должны быть глаза. Никто не может подобрать ей то, что она видит», – уверена Ирина Винер-Усманова.
Пресса нередко называет ее восточной царицей – за страсть к ярким цветам, дорогим и объемным украшениям.
«Каждый выход Ирины Александровны – это, конечно, царский выход. Она очень тщательно относится к гардеробу, поэтому и все девочки, и вся команда всегда очень собрана, она красивая и за кулисами, и в своих гримерках, и в спортивных комнатах, и также на финальном подиуме», – говорил Валентин Юдашкин.
«Она должна стоять такой же элегантной, такой же привлекательной рядом с теми длинноногими красавицами, которые представляют нашу страну», – отметила Тамара Москвина.
Если влияние далекой узбекской юности – в красках и оттенках, то влияние российской зрелости – в том посыле, который Винер закладывает в свои наряды.
«Она вся в шикарном европейском костюме, от последнего какого-то кутюр. Может быть, кутюр это только придумал, но на ней уже есть этот костюм. При этом обязательно на ней кепочка или шапочка с российским триколором. В этом, конечно, она вся. Она очень любит Россию», – сказала Светлана Хоркина.
«Русская музыка, русская культура – это мы видим и в костюмах у девочек. Это очень национально, патриотично, харАктерно. Очень важно иметь свое лицо», – отмечал Валентин Юдашкин.
В списке богатейших людей России за 2019-й год, по данным журнала «Форбс», он 9-ый. Состояние – двенадцать с лишним миллиардов долларов. Если бы в далекие 60-ые Алишер Усманов все же заговорил с гимнасткой, которая ему так понравилась, жизнь могла пойти по другому пути. Но скромный парень с секции фехтования не решился. И следующая встреча состоялась через много лет, уже в Москве.
«Я всю жизнь от Ирины Александровны слышала о двух мужчинах: это Алишер Усманов и Антон Винер. Это ее любимочки, сердечки. Когда Алишер Бурханович звонит, она всегда выходит из зала. Мы, конечно, превращаемся в большое ухо, нам, конечно, хочется послушать. Но это очень красивые взаимоотношения, они очень тонкие, когда души созвучны, когда друг для друга они все», – рассказала Ляйсан Утяшева.
Не раз Алишер Бурханович сетовал в интервью, что его Ирина – фанатик работы, что видятся они редко.
«Любовь – это не значит гладить по головке, говорить прекрасные слова. Потому что любовь – это не соловьиные стоны. Жизнь свою отдавать, умирая, – любовь», – заявила Ирина Винер-Усманова.
«Конечно, она яркая, естественно, она лицо семьи, что тут говорить-то. Несмотря на то, что она лицо художественной гимнастики России, но она за супругом, и она считает это правильным», – отмечает Светлана Хоркина.
Сейчас фестиваль «Алина», названный именем олимпийской чемпионки, – это шоу высочайшего уровня. Несколько сотен участников, тысячи зрителей в зале, техническое оснащение по мировым стандартам. А в 2009-м году, когда Алина Кабаева с командой своего Благотворительного фонда готовили первый фестиваль, все было гораздо проще и скромнее.
«Сложность была в первый год, потому что в этот проект никто не верил, и нужно было доказывать, что он нужен не только нам, а вообще всему мировому спорту», – заявила Алина Кабаева.
Зато Кабаевой поверила Ирина Винер, поддержала, и с тех пор каждый год приезжает на шоу. Участвуют команды из разных стран мира. Это шанс для девочек из регионов быть замеченными в Москве. Попасть на просмотр к самой Ирине Винер!
«В свое время, когда я тренировалась в Ташкенте, я занимала там 10-е – 11е места, и только благодаря моей маме я попала в Москву. Мы в принципе меняем систему. Потому что, если бы только три девочки от страны приезжали в Москву к Ирине Александровне Винер, я бы никогда туда не попала. Этот фестиваль дает возможность многим детям приехать в Москву и выступить перед главным тренером сборной команды России Ириной Александровной Винер. Уже были случаи, когда Ирина Александровна видела девочку и приглашала к себе в центр Олимпийской подготовки», – отмечает Алина Кабаева.
«Наша с Алиной заслуга в том, что художественная гимнастика, даже будучи олимпийским видом спорта, была очень несмотрибельная, на нее не бежали зрители. Когда мы начали с Алиной, рискнули, – мы перевернули гимнастику, добавили туда и выразительность высочайшего уровня, и, конечно, очень красивые костюмы», – добавляет Ирина Винер-Усманова.
«Моя семья и я благодарны Ирине Александровне за все: за то, что она воспитала меня, за то, что она сделала из меня, не побоюсь этого слова, великую спортсменку», – отметила Алина Кабаева.
Десять золотых, четыре серебряных и две бронзовых олимпийских медали завоевали российские гимнастки за годы новейшей истории России. В шести сотнях спортивных школ и секций занимаются около ста тысяч девочек, и с каждым годом популярность гимнастики растет. Все это – во многом благодаря работе Ирины Винер-Усмановой.
«Это дело подспудно зазывает, затягивает в свои сети родителей и самих детей. А сети какие? Сети красоты, сети музыкальности, сети превосходства, сети достижений, сети самопожертвования, сети умения работать в коллективе, сети отказываться от мороженого и пирожного для того, чтобы потом весь мир покорить своей красотой», – уверена Тамара Москвина.
Художественная гимнастика – вид спорта для совсем юных. Кажется, что Винер выжимает из девчонок все соки, а что же дальше? Но как всякая хорошая мать, своих детей она не бросает и после завершения спортивной карьеры.
«Я знаю, что Ирина помогла очень многим нашим замечательным исполнительницам, нашим замечательным спортсменкам найти свой путь в жизни», – говорит президент Российского танцевального союза Станислав Попов.
«Она очень счастлива за девчонок, которые ей так же рассказывают о событиях уже вне спортивной жизни. Она всегда за них радуется, потому что это всегда красивые события, например, свадьба, рождение детей», – говорит Светлана Хоркина.
Приходилось и ломать стереотипы.
«У нас с Ириной Александровной был огромный путь по преодолению шаблонов и стереотипов о том, что все спортсмены тупые, что спортсмены не умеют разговаривать, что спортсмены косноязычны, что они не могут формировать нормально речь. Мы с ней прямо боролись с этим. Когда я делала первые шаги на телевидении, это было сплошь и рядом», – заявила Ляйсан Утяшева.
«Меня все время преследует тревога», – так часто говорит Ирина Винер-Усманова. Тревожно, что не удастся победить, что выше головы не прыгнуть, что всему есть предел. Но пока она доказывает всем: предела нет.
«У нее государственный подход. Не местечковый, нет. «Вот сегодня олимпиаду выиграем! Фух, пронесло»! – нет, это не так! Она детей так учит: «Страна тебя воспитала, дала зал, булавы, ленточки, и ты должна, но даже такого слова она не говорит, но нужно отблагодарить, победить», – заявила Светлана Хоркина.
«Это для детей как контрольный выстрел в голову, когда я говорю: «Ваша мама, ваши знакомые, друзья – все смотрят на вас, когда вы стоите на высшей ступени, и считают, что и они тоже там стоят, и они счастливы. Подарите это счастье и себе и другим!» – говорит сама Ирина Винер-Усманова.
Читайте также: