90 лет назад началась знаменитая экспедиция парохода «Челюскин». Он вышел из Мурманска и направился во Владивосток по Северному морскому пути. Но до пункта назначения так и не добрался. Судно застряло во льдах. А вся команда, более 100 человек, оказалась в смертельной ловушке. Подробнее – корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев.
Кажется, они знают друг друга всю жизнь. Общаются, ездят в гости. Потомки героических челюскинцев: внук Отто Шмидта – Федор и сын радиста Кренкеля – Теодор. Даже на даче с собой у них книги и альбомы о полярных подвигах.
Ледоколы по Северному морскому пути уже проходили, а вот обычные сухогрузы еще нет. Задача экспедиции была доказать, что доставка грузов из Ленинграда во Владивосток за одну летнюю навигацию возможна. Хотя опытные морские волки Отто Шмидт и капитан Воронин понимали: новый пароход «Челюскин» не готов к такой миссии.
«Недостаточная жесткость судна, потому что редко стояли шпангоуты. Маленький нахлест обшивки стальной, плохо слушался руля на малых оборотах, а во льдах больших оборотов не могло быть», – рассказал Федор Шмидт.
10 августа 1933 года «Челюскин» отправился из порта Мурманск. На борту помимо ученых строители будущей полярной станции, их жены и даже дети. Всего больше 100 человек. В Карском море родилась еще одна девочка, которую назвали Кариной.
За 40 дней «Челюскин» прошел от Мурманска до Берингова пролива, где намертво вмерз в лед. В итоге через три месяца дрейфа пароход раздавило как щепку.
К экстренной эвакуации на судне были готовы, заранее собрав все, что поможет выжить в ледяной пустыне. В числе последних из радиорубки уходил и радист Кренкель, захватив с собой приемник-передатчик, который потом их и спасет.
«Борт весь разрезан, каюты, все вывалилось. Не до того, чтобы личные вещи, тащили тяжеленные аккумуляторы», – рассказал Теодор Кренкель.
«Челюскин» ушел под воду, оставив на льдине 104 человека. Один погиб при выгрузке – сбила покатившаяся бочка. На лютом морозе в лагере Шмидта ставили палатки, строили бараки. Посылали сигналы SOS и расчищали взлетно-посадочную полосу для самолетов.
На большой земле, получив сигнал бедствия, готовили беспрецедентную спастальную операции. В течение трех недель, совершив три десятка вылетов, летчик Анатолий Ляпидевский нашел лагерь Шмидта.
«При этом он потерял варежки, у него все обледенело, усы. Как он определял, что нужно садится против ветра, не очень понятно. Сел, не поломался», – отметил Теодор Кренкель.
А еще через месяц всех успешно перевезли. В том числе тяжело больного Шмидта. За эту беспрецедентную эвакуацию все авиаторы стали Героями Совесткого Союза. Первыми в стране. В итоге спасенных и спасателей через пару месяцев с триумфом встречали в Москве. А детям в народе стали давать имена – Оюшминальд и Чельнальдина. То есть Отто Юльевич Шмидт и Челюскинцы на льдине.
Подробнее в сюжете: Борьба за Арктику
Читайте также: