Ровно 50 лет назад в СССР состоялся премьерный показ фильма «Семнадцать мгновений весны». Это был первый отечественный «шпионский» сериал, который собрал у телеэкранов без преувеличения всю страну. При этом история создания культовой ленты кажется не менее занятной, чем ее сюжет. О том, как проходили съемки знаменитого советского кинохита, читайте в материале MIR24.TV.
Режиссером легендарного сериала выступила Татьяна Лиознова. За несколько лет до этого она выпустила другую полюбившуюся публике ленту «Три тополя на Плющихе». С тех пор режиссер долго не могла найти новый походящий материал для работы. Когда ей в руки попался роман Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», оказалось, что сценарий по нему автор уже продал «Ленфильму». Однако после горячих убеждений кинематографистки писатель отозвал свое произведение обратно и даже выплатил за него компенсацию. После чего права на экранизацию были переданы киностудии им. Горького, где и работала Лиознова.
Сделать фильм черно-белым – намеренное решение режиссера, позволившее органично «вписать» в материал настоящую документальную хронику. Раскрашенная версия ленты появилась лишь в 2009 году и сразу же вызвала неоднозначную реакцию публики. Большая часть зрителей до сих пор предпочитает пересматривать именно ту классическую, монохромную адаптацию Лиозновой.
Работа над фильмом длилась больше трех лет, а география съемок раскинулась сразу на несколько городов и стран – снимали в Берлине, Грузии, Латвии, Ленинграде. Кроме того, на проект были потрачены баснословные деньги. И хотя реальный бюджет картины неизвестен, «Семнадцать мгновений» часто представляют как самый дорогой советский сериал. Помимо затрат на декорации, больших вложений потребовал гардероб персонажей. В центре внимания – детали, поэтому отшив костюмов смогли доверить исключительно специализированным «генеральским» ателье. Там только для одного Штирлица было создано сто белых рубашек.
История умного и находчивого разведчика прогремела на весь Союз уже после первого показа. По подсчетам Гостелерадио, в 1973 году ленту посмотрели более 200 миллионов зрителей. Во время показа сериала пустели улицы и общественный транспорт, значительно уменьшалось потребление воды и электричества, даже снижался уровень преступности в стране – люди попросту бросали свои дела и с интересом наблюдали за судьбой Штирлица.
А после премьеры в телестудию Останкино стали поступать тонны писем и тысячи непрерывных звонков от людей с просьбами повторить трансляцию захватывающей драмы. В итоге уже через три месяца состоялся повторный показ ленты, чего раньше никогда не случалось.
Удивительной популярностью «Мгновения» пользовались и за пределами СССР. Известно, например, что большим поклонником картины был кубинский лидер Фидель Кастро. Он лично запросил у представителей Советского Союза копию пленки и устроил коллективный смотр полотна для своих приближенных. Чтобы увидеть всю сагу от начала и до конца, чиновники потратили около 14 часов.
Конечно, съемки такого масштаба подразумевали тщательный отбор актерского состава. И хотя сегодня в главной роли невозможно представить никого, кроме Вячеслава Тихонова, на самом деле поначалу его кандидатуру даже не рассматривали. Больше всех сыграть Штирлица мечтал Арчил Гомиашвили – актер, прославившийся в качестве Гайдаевского Остапа Бендера.
Ради этой работы артист за свой счет водил по ресторанам всю съемочную группу и даже приударил за Татьяной Лиозновой. Однако, несмотря на вспыхнувший между ними роман, режиссер отклонила кандидатуру обаятельного грузина. А вот первое же прослушивание Тихонова произвело на нее впечатление.
Гениальное перевоплощение в Штирлица оказалось не единственной заслугой артиста. Благодаря ему, у главного персонажа появилась жена – в первоначальном сценарии этой героини прописано не было. Тихонов поделился с Лиозновой рассказом своего знакомого, разведчика КГБ, о том, как тот, работая под прикрытием, встречался на свиданиях со своими близкими. Режиссер решила, что такую сцену обязательно нужно добавить в фильм.
Режиссерское чутье снова не подвело. Знаменитый эпизод молчаливого свидания полковника Исаева с супругой в кафе «Элефант» стал самым драматичным моментом фильма. Однако эта сцена далась актрисе Элеоноре Шашковой совсем непросто. На съемках вместо Штирлица перед артисткой сидела сама Лиознова. Девушка долго не могла справиться с волнением, пока на площадке не появился Тихонов. Актер решил прийти на работу в свой выходной, чтобы познакомиться с «женой». Его присутствие помогло Шашковой собраться и выдать на камеру тот самый взгляд.
Забавно, что сам Вячеслав Тихонов в этот момент считал в уме арифметические примеры. Во всяком случае, актер признавался, что добиться фирменного штирлицевского выражения глаз ему помогала таблица умножения.
К слову, однажды попытка вжиться в роль Штирлица едва не привела артиста в отделение полиции. Как-то, находясь в Восточном Берлине, Тихонов так сильно спешил на съемочную площадку, что решил одеться в форму СС прямо в номере гостиницы. Увидев человека, разгуливающего по улице в таком виде, местные жители подняли шум и хотели было отвести его в участок. К счастью, в инцидент вмешались вовремя подоспевшие ассистенты режиссера.
Примечательно, что самого Штирлица в реальности никогда не существовало. Этот персонаж – абсолютная выдумка писателя Юлиана Семенова. Впрочем, среди сотрудников немецкого гестапо числился некий Вилли Леман. Офицер по собственной инициативе вызвался работать на СССР и стал сотрудничать с советской разведкой. В архивных документах он значился под псевдонимом Брайтенбах и кодовым номером А-201.
Леман пользовался благосклонностью самого Гитлера. За свою службу он был награжден портретом фюрера с автографом. Однако в 1942 году его арестовало гестапо без формулировки обвинения, и после этого о шпионе не было никакой информации. Очевидно, Вилли Лемана ждал печальный конец.
По сравнению с ним, судьба киношного разведчика кажется более обнадеживающей. Режиссер оставила финал своего фильма открытым, тем самым позволив зрителям самим решать, что случилось со Штирлицем.
Подробнее в сюжете: Новости кино