Роспотребнадзор подтвердил случаи заражения сибирской язвой в Воронежской области. Заболевший – житель Аннинского района. Как мог возникнуть очаг заражения, насколько опасна сибирская язва и можно ли от нее защититься, телеканал «МИР 24» спросил врача-иммунолога, специалиста по особо опасным инфекциям Владислава Жемчугова.
По данным Роспотребнадзора, болезнь возникла при контакте с тушей зараженного животного. То есть инфекция проникает в организм исключительно контактным способом?
– Она может проникнуть абсолютно любым способом. Когда разделывают тушу, образуется микроаэрозоль крови и жидкости, которую можно вдохнуть. В результате разовьется самая тяжелая – легочная форма, которая практически не оставляет человеку шансов. Вторая форма и путь заражения – желудочно-кишечный, когда мясо зараженного животного съедают. Кипячение, варение не убивают споры сибирской язвы, поэтому те, кто поел, заболевают кишечной формой. Это тяжелая форма, трудно поддающаяся диагностике, потому что не видно внешних проявлений – корбункулов. Ну и контактные способы есть – при попадании сукровицы животного при разделке туши на поврежденные участки кожи, где есть порезы, в этом месте образуется огромный фурункул с черной головкой. Это основной признак – черная верхушка. Отсюда и название: сибирская язва, или антроцис – с греческого «уголь».
Насколько велик риск роста числа заразившихся в Воронежской области? Сибирская язва от человека к человеку передается?
Нам в студенческие годы довелось собирать по кусочкам туши проданного на базаре зараженного барана, мы ходили по квартирам. Это неизбежный шаг в эпидрасследовании и определении размера очагов.
Где заразилось животное? Наиболее частая ситуация – паводок или другие причины размывания скотомогильников. Даже если им 300-500 лет, споры могут храниться в почве, пока с ними не проконтактирует животное или человек. Чаще всего животное.
Споры сибирской язвы выживают в вечной мерзлоте, и вы сейчас сказали, что кипячение и варение их не убивают. Получается, какая-то бессмертная форма жизни. Можно этим спорам как-то противостоять?
– Конечно, можно. Для этого мы, специалисты по особо опасным инфекциям, и работаем в России. Я считаю, у нас лучшие в мире противочумные системы. Споры – это очень приспособлены к выживанию в разных условиях микробы. Есть теория, что эти споры попали на Землю с метеоритами и явились источниками жизни. Можно представить, в каких условиях они существовали, эти споры действительно очень устойчивы. С древних библейских времен известно, что, если животное пало с язвой, его нужно сжигать. Это место потом указывается на картах сотни, если не тысячи лет.
Вы говорите, что болезнь трудно поддается лечению, но все-таки лечится, а чем?
– В современное время она лечится антибиотиками. Тут важны часы, секундомер щелкает от момента заражения. С каждым последующим часом или получасом шансов выжить остается все меньше и меньше. Если диагноз поставлен и лечение начато своевременно, то антибиотики 100% вылечивают. Но люди часто скрывают факт забоя больного животного даже от ветеринаров. Не клеймят туши, привозят на рынок, находят обходные коррупционные пути.
Какие-то отложенные последствия для здоровья возможны после болезни?
В Воронежской области очаг огражден, никого не впускают, запрещена продажа мяса животных. Но инфекция может и в природу уйти, а там с ней встретятся, например, дикие кабаны. Это особо опасная инфекция по степени летальных исходов и по распространению.
Конечно, споры, сохраняющие работоспособность сотни лет, – редкость в природе. Места, где их выявляют, обрабатывают серьезными концентрированными растворами. На производстве мясных консервов атмосфера 130 градусов, где споры сибирской язвы погибают, там все безопасно.
За последние месяцы сообщения о случаях заражения сибирской язвой были в Чувашии, в Туве, в Подмосковье, а теперь и в Воронежской области. Насколько я помню, в Подмосковье был случай завозной: человек вернулся из поездки оттуда, где язва эндемична, и уже в Подмосковье почувствовал себя плохо. Может быть, что в Воронеже тоже завозной случай?
– Воронежская область – перекресток путей с севера на юг и с востока на запад. Это Шелковый путь, это путь из хазар в греки, это походы Александра Македонского, это следы Чингисхана. За Чингисханом обозначено много могильников павших животных, и с тех времен могло что-то пробиться. Паводок или мощный ливень где-то размыл почву, сибирская язва попала на траву, ее съела корова и заболела. Это абсолютно не удивительный путь. Например, как на севере оттаяли павшие олени, пролежавшие сотни лет. Есть замечательная отечественная вакцина и для животных, и для людей. В очаге, я уверен, уже провакцинировали всех, кто имел хоть минимальную возможность контактировать с мясом или людьми. Пройдет инкубационный период, территорию обработают, поставят на учет, но очагом она будет считаться достаточно долго.
Сейчас введен карантин в Аннинском районе, некоторые ограничения наложены на два поселения соседнего Новоусманского района. Идет вакцинация, проверка населения и подворий крупного и мелкого скота на предмет сибирской язвы.
Есть еще меры профилактики?
– Выполнять закон о санэпидрежиме. Если человек занимается продажей мяса, он должен не продавать его где-то за углом на рынке, а проходить обязательный ветеринарный контроль. Редко кто из ветеринаров решится на коррупционную схему, чтобы поставить печать на больное животное, потому что все понимают, что это уголовная ответственность. Инфекция карантинная, особо опасная. Единственный путь быть уверенным в безопасности – не покупать мясо в неизвестных местах у неизвестных людей.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: