Япония начала сливать радиоактивную воду из реакторов АЭС «Фукусима-1» в Тихий океан, сообщает MIR24.TV. Речь идет о жидкости, которая использовалась для охлаждения станции во время аварии в 2011 году. К 2023 году резервуары оказались почти доверху заполнены – в них скопилось более миллиона тонн воды. Поэтому японские власти приняли решение слить жидкость в океан.
Согласно заверениям японских экспертов и представителей МАГАТЭ, жидкость из реакторов АЭС не представляет угрозы для окружающей среды. Предварительно воду очистили от радионуклидов, чтобы затем разбавить ее морской водой и сбросить в океан. Однако многих соседей Японии это не убедило.
Так, по Южной Корее прокатилась волна протестов в связи с радиоактивными выбросами. А Китай и вовсе запретил ввоз морепродуктов из Японии, опасаясь их заражения. Некоторые тихоокеанские островные государства также активно выступили против сброса из-за возможной угрозы здоровью людей и экологии.
Даже в самой Японии находятся специалисты, которые считают сброс радиоактивных вод с «Фукусимы-1» не самой лучшей идеей. Их основной аргумент – тритий. Это радиоактивный элемент, который даже после всех процедур очистки остался в составе сливаемой воды. По оценкам некоторых ученых, тритий опасен для экосистемы океана и в перспективе выбросы с АЭС могут привести к накоплению радиоактивных веществ в морской среде. А эти вещества в свою очередь могут попасть в пищу человека с рыбой, водорослями и другими продуктами.
На чьей стороне правда и несут ли выбросы с «Фукусимы-1» угрозу для России – в интервью MIR24.TV рассказал доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Государственного океанографического института им. Н.Н. Зубова (ГОИН) Николай Дианский.
«У нас есть модель, которая позволяет рассчитать подобные радиоактивные выбросы и их распространение, – рассказывает ученый. – Когда произошел выброс на «Фукусиме» в 2011 году, у нас был опыт сотрудничества с ИБРАЭ (Институт проблем безопасного развития атомной энергетики). У нас с ними была готова технология, по которой мы рассчитывали радиоактивность от случайных аварий во время транспортировки этих радиоактивных вод. Мы быстро все это исследовали и написали статью, она вышла в 2012 году в журнале ФАО («Известия РАН. Физика атмосферы и океана» – прим. ред.).
И вот, что мы там получили. Тогда выбросы были намного больше, чем сейчас – это очевидно. И зона превышения ПДК (предельно допустимая концентрация вещества – прим. ред.) была мизерная: вдоль берега – всего лишь порядка 100 километров, а на расстоянии от берега – 50 километров. Все остальное были ниже ПДК, то есть не оказывало воздействия на окружающую среду с точки зрения морского загрязнения».
По словам Дианского, сейчас выбросов в разы меньше, а течение направлено таким образом, что до российских берегов воды со станции в любом случае не дойдут.
«Даже если бы было превышение ПДК в большей зоне, все равно течение так устроено, что все уносится прочь в Тихий океан, – объясняет Николай Дианский. – То есть для России здесь вообще нет никакой угрозы, все сосредоточено вот в этой маленькой узкой зоне.
Ясно, что в этот раз выбросы будут намного ниже, чем тогда (во время аварии 2011 года – прим. ред.). И нам лично после расчетов, проведенных еще в 2011 году, очевидно (в этом мы солидарны с МАГАТЭ), что никакой опасности это не представляет, тем более для России».
Но надо продолжать «мониторить эту проблему, не выпускать ее из зоны видимости», обращает внимание ученый. «У нас уже есть рекомендация от Росгидромета – возобновить наши расчеты. Если это будет нужно в плане прогнозов распространения [загрязнения], мы их будем проводить. А так – мы довольно спокойны».
Что касается опасений по поводу зараженной рыбы и других морепродуктов, то они абсолютно беспочвенны, утверждает ученый.
«Я думаю, это политическое решение, – комментирует Дианский запрет Китая на ввоз японской рыбы. – Есть проблемы между Китаем и Японией, есть политические проблемы в [Южной] Корее, они тоже высказывают протесты. Но это больше, я думаю, зона политики, чем зона экологии.
Вы должны понимать, что выброс радиоактивных загрязнений – это в любом случае плохо. И только благодаря огромным просторам океана, в данном случае Тихого, происходит их разбавление. Никуда они не уходят – они просто разбавляются, и их концентрация становится намного ниже ПДК».
Подробнее в сюжете: Сброс воды с «Фукусимы»
Читайте также: