В городке Гэри, штат Индиана, 65 лет назад родился мальчик, впоследствии ставший одним из самых популярных, скандальных и загадочных поп-музыкантов. Майкл Джексон был одним из девяти детей в семье Джозефа и Кэтрин Джексон. Деспотичный отец увлекался музыкой и сколотил из своих детей группу The Jackson 5, сидя на репетициях с ремнем в руках. Как ни странно, композиции The Jackson 5 добрались до вершин американских чартов, однако наибольшее внимание своей необыкновенной пластикой и манерой пения привлекал к себе Майкл. В 13 лет началась его сольная карьера, и к пятидесяти годам Джексона повсеместно называли «королем поп-музыки». Его альбом Thriller (1982) до сих пор остается самой продаваемой пластинкой в мире.
Перфекционист Джексон остался в истории поп-музыки и как непревзойденный мастер шоу – его концерты впечатляли спецэффектами и выверенностью. Певец никогда не выступал вполсилы, даже проливной дождь в Москве во время первого приезда заокеанской звезды в 1993 году не помешал его четырехчасовому выступлению – все это время помощники вытирали залитую водой сцену полотенцами.
Не меньше чем творчеством, Джексон привлекал внимание пластическими операциями, изменившими его внешность до неузнаваемости, и личной жизнью, о которой никто ничего толком не знал, но ходило много слухов. Например, о том, что Джексон совращал детей, которых приглашал в свое ранчо Neverland и которым родители разрешали спать в одной постели со звездой, а потом откупался от исков миллионами. Сам певец все обвинения отрицал и даже утверждал, что делал в жизни только две пластические операции: ринопластику и ямочку на подбородке, а белый цвет кожи связан исключительно с болезнью витилиго.
Много «грязного белья» было вывернуто после смерти Майкла Джексона в 2009 году – певец умер от передозировки лекарственных препаратов. Говорили об обилии детской порнографии, обнаруженной на его ранчо, о том, что отец, Джо Джексон, подверг сына химической кастрации, что два его брака были фиктивными, а дети появились на свет в результате суррогатного материнства. Однако все это не отменяет того факта, что Майкл Джексон был ярким и важным явлением в мире поп-музыки, соединившим стили, которые раньше не соединяли, пробившим расовый барьер американского телевидения и радио, изменившим подход к созданию клипов. В день рождения Майкла Джексона MIR24.TV рассказывает историю трех знаменитых песен «короля поп-музыки».
Песня Billie Jean, вошедшая в альбом Thriller, на самом деле посвящена группи – девушкам-фанаткам, сопровождающим своих кумиров во время гастролей. Майкл с детства слушал рассказы старших братьев о сумасшедших фанатках, приписывающих им отцовство своих детей, и вскоре столкнулся с ними сам. Однажды такая «Билли Джин» угрожала убить своего нерожденного ребенка, если певец не женится на ней. Замысел композиции пришел ему в голову в 1981 году, когда в перерыве между записями певец несся по скоростному шоссе, причем идея так увлекла музыканта, что он не заметил дым, идущий из-под автомобиля. Джексон объяснял, что героиня песни – собирательный образ всех женщин, преследовавших его и его братьев на протяжении всей их карьеры, а не конкретный человек.
Песни Майкла Джексона отличались яркими басовыми партиями и приемами, позволяющими певцу продемонстрировать широкий диапазон своего голоса. Партию бас-гитары для Billie Jean он записывал в течение трех недель, в одиночестве работая в домашней студии. Однако продюсера Куинси Джонса первая демоверсия песни не впечатлила, Джонс вообще не хотел включать ее в альбом Thriller. Джексон, обладающий удивительным творческим чутьем, настоял и добился включения композиции, но ее пришлось сократить почти вдвое – первоначальная длительность составляла 11 минут.
Не менее тщательно, чем к аранжировкам, Джексон относился к созданию видеоклипов. Ему не были интересны бессмысленные дешевые видео – он хотел снять настоящий маленький фильм с четко выраженной сюжетной линией. Певца впечатлило видео на песню Don’t You Want Me группы Human League, которое снял ирландский клипмейкер Стив Бэррон, и он пригласил его поработать над клипом Billie Jean. Бэррон рассказывал, что после прослушивания песни ему пришло на ум нечто «магическое» – так появилась идея светящихся от прикосновения героя предметов. К сценарию, написанному клипмейкером, Джексон добавил эпизод с танцем на улице. Он также хотел, чтобы манекены «оживали» и танцевали вместе с ним, но на это не хватало бюджета.
Итак, Джексон гуляет по улицам города, его преследуют папарацци, а под ногами светятся плиты мостовой. Герой заходит в номер отеля и ложится в постель предполагаемой Билли Джин. Как только один из папарацци добирается до окна, чтобы сфотографировать происходящее, простыни начинают светиться, а Джексон исчезает.
Billie Jean называют первым видеоклипом чернокожего артиста, попавшим в горячую ротацию MTV и пробившим расовый барьер на телевидении. Дело в том, что в начале 1980-х руководство музыкальных каналов практически не принимало в ротацию видеоклипы афроамериканцев, так случилось и с Billie Jean. Тогда президент CBS Records Уолтер Етникофф пригрозил каналу MTV, что не даст больше ни одного музыкального видео и, кроме того, устроит скандал на почве расизма. 2 марта 1983 года клип все-таки был запущен в ротацию, а следом за ним и Beat It. За Billie Jean Майкл Джексон получил две статуэтки «Грэмми» и одну награду American Music Awards.
Любопытно, что свою знаменитую лунную походку Джексон впервые продемонстрировал, выступая с песней Billie Jean 25 марта 1983 года.
Во время работы над пластинкой Thriller продюсер Куинси Джонс хотел, чтобы на ней появилась песня в стиле рок, что-то вроде My Sharona группы The Knack. Получившаяся композиция совмещала в себе ритм-н-блюз и рок, громкие ударные, придающие музыке африканский колорит, и гитарное соло, исполненное лидером рок-группы Van Halen Эдди Ван Халеном. «Я хотел написать песню, которую сам купил бы, если бы интересовался рок-музыкой. Так я приблизился к этому стилю, я хотел, чтобы этой песней наслаждалась вся молодежь: от школы до колледжа», – рассказывал Джексон.
«Тебе хочется выглядеть мужчиной, а не мальчишкой, но тебе дорога жизнь, так что делай то, что тебе по зубам. Проваливай отсюда, проваливай!» – по словам певца, создавая эту песню, он думал о том, как повел бы себя, столкнувшись с бандитом один на один. В клипе, снятом за две ночи в начале 1983 года, смысл песни приобрел эпический масштаб: Джексон выступает в роли миротворца, останавливающего кровопролитие между двумя враждующими бандами, а заканчивается все массовым танцем – одной из визитных карточек Майкла Джексона. Съемки проходили в районе Скид Роу в Лос-Анджелесе, к ним привлекли 80 участников вполне реальных уличных банд Crips и Bloods, а также 30 профессиональных танцоров. Обстановка была накалена, полностью пресечь стычки не получалось даже у дежурившей на съемках полиции.
Первоначально планировалось, что снимать ролик будет Стив Бэррон, сделавший видео на песню Billie Jean. По замыслу Бэррона, действие должно было разворачиваться на корабле с белыми рабами на борту, а Джексон изображал бы рабовладельца. Но сюжет казался слишком острым, и видеоклип доверили Бобу Джиральди. Тем не менее тема расовой дискриминации проходит красной нитью через все творчество Майкла Джексона, и певец сделал многое для ее преодоления в шоу-бизнесе. Он стал первым афроамериканцем, чья песня – а это была Beat It – попала в горячую ротацию американских рок-радиостанций.
Песня и видеоклип были удостоены двух статуэток «Грэмми» и двух наград American Music Awards. А еще благодаря Beat It в 1980-х в моду вошли красные кожаные куртки, декорированные множеством молний: в клипе Джексон появился в образе, составленном из такой куртки, укороченных черных брюк, белых носков и лоферов.
Одной из самых ярких песен в карьере Майкла Джексона стала Thriller, написанная английским композитором Родом Темпертоном и спродюсированная американским дирижером и аранжировщиком Куинси Джонсом. Звучание старались сделать как можно более насыщенным и оригинальным: помимо синтезатора, электрогитары, флюгельгорна, саксофона, флейты и тромбона, его обогатили звуками дверного скрипа, грома, воя собаки, шума ветра и скрипом деревянных половиц. Звукорежиссер Брюс Свиден искал особое решение и для вокала Джексона. В итоге был выбран вариант, когда певец отошел от микрофона, что существенно изменило акустику в комнате. Некоторые партии бэк-вокала вообще были записаны в душевой кабине Westlake Recording Studios.
По задумке, в финале песни должен был звучать текст о «кровожадных мертвецах, встающих из могил, чтобы вынести тебе смертный приговор», но не было понятно – кому доверить такое важное дело. В конце концов Темпертон решил пригласить актера, чей голос известен по фильмам ужасов. Выбор пал на Винсента Прайса, прославившегося ролями в старых хоррорах вроде «Маски красной смерти» и «Падения дома Ашеров». Свою партию Прайс записал всего за два дубля.
Еще большую популярность песне принесло 14-минутное музыкальное видео Michael Jackson’s Thriller, снятое режиссером Джоном Лэндисом в стилистике фильмов ужасов 1950-х годов. Молодой человек с подругой приезжают в лес, где он предлагает ей стать его девушкой и дарит кольцо. Девушка соглашается, но на небе вдруг показывается полная луна и герой Джексона превращается в оборотня... В следующем кадре оказывается, что история происходила лишь на экране кинотеатра. После фильма Майкл с подругой идут по туманной дороге, около кладбища герой превращается в зомби и исполняет знаменитый зомби-танец, он гонится за девушкой, настигает ее в заброшенном доме и хватает за горло... Но и это был только сон. Парочка снова вместе, Майкл предлагает подвезти девушку домой, та соглашается, а глаза героя загораются страшным желтым светом. Мини-фильм с хоррором в хорроре получил несколько наград MTV Video Music Awards.