На африканском континенте второй военный переворот за месяц. В Габоне военные арестовали президента Али Бонго, который правил страной последние 14 лет. До этого на протяжении 42 лет республикой руководил его отец. Корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов выяснял, почему терпение габонцев лопнуло спустя 50 лет и причем здесь Франция?
«Силы обороны от имени народа Габона решили защитить мир, положив конец существующему режиму. Закрываются границы, распускаются все институты республики», – заявили мятежники.
Классика в духе «жаркой черной Африки». Вся власть военным. Накануне избирком Габона объявил результаты президентских выборов. Действующий глава Али бен Бонго Ондимба уверенно победил – 64% голосов. А это значит, что третий семилетний срок подряд будет править. Военных это не устроило. Власть захватили за несколько часов и почти без стрельбы.
«Али Бонго Ондимба под домашним арестом. Его окружение арестовано за госизмену, массовую растрату госказны, международные финансовые хищения организованной группой, фальсификацию подписи президента республики, коррупцию и контрабанду наркотиков», – заявил представитель Вооруженных сил и обороны Габонской Республики Ульрих Мадумби.
Сам арестованный из-под стражи прорвался в соцсети. «Я должен послать сообщение всем нашим друзьям по всему миру, попросить их поднять шумиху. Меня и мою семью арестовали. Мой сын неизвестно где, жена в другом месте, а я в резиденции прямо сейчас. Я не знаю, что происходит. Я прошу вас пошуметь, по-настоящему пошуметь», – сказал он.
Только две африканские страны никогда не были колониями – Эфиопия и Либерия. Остальные – 53 – были под гнетом метрополий. И именно у Франции к началу XX века почти полконтинента во владении.
«Это все искусственно созданная государственность. Она никогда не существовала исторически. При нарезке у нас была французская экваториальная Африка и французская западная Африка. Из экваториальной нарезали Конго, Габон. И границы проведены совершенно условно. По обе стороны границы живет один и тот же народ подчас», – сказал ведущий научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ, профессор НИУ ВШЭ Николай Щербаков.
Народов в Габоне всего с десяток. И в племенных, гражданских войнах их упрекнуть нельзя. Это маленькая, но очень важная страна. Расположена на западе Центральной Африки. По площади чуть больше Беларуси или Кыргызстана. При этом по населению в разы уступает – до 2,5 миллиона не дотягивает, меньше всего из стран Тропической Африки. Огромная часть территории – дикие джунгли. Их еще называют «гиблые леса Габона».
«13 национальных парков. И они очень известны в мире, они уникальны. Там самая большая популяция, пожалуй, горилл, уникальные лесные слоны, которых больше нигде в мире нет. И вот среди всех этих экзотических вещей Омар Бонго был таким большим африканским слоном», – добавил Николай Щербаков.
Президента-диктатора по кличке «слон» посадили на трон люди, которые открыли в Габоне кладовую ресурсов. Первые начали добычу нефти в 1956-м. Французы. Омар Бонго Ондимба был пожизненным президентом. 40 лет правил. При нем Габон стал членом ОПЕК, начал добывать по 200 тысяч баррелей нефти в сутки, крупнейшим экспортером стал. Огромные залежи урана нашли, стали в Европу продавать. Все их АЭС на габонском уране. Прибыли огромны. Но делили их между западными компаниями и личными счетами президентской семьи. Это уже позже докажут борцы за независимость Африки.
После смерти диктатора дело продолжил «слон-младший» – Али Бонго Ондимба. Вплоть до самого переворота.
«В Габоне крайний кризис. При том, что доходы от нефти в прошлом году, не самом богатом, составили шесть миллиардов долларов. Это 2 700 на душу населения. Но почему почти половина жителей за гранью крайней нищеты? Все деньги в карманах коррумпированной власти и их западных хозяев! Это не последний переворот, я вам обещаю. Они еще будут в Африке. Народу пора возвращать себе свои ресурсы», – сказал сотрудник аналитического отдела международного Центра по изучению угроз безопасности Африканского континента Рами Хамеми.
Это уже восьмой по счету военный переворот в Западной и Центральный Африках всего за три года. Ранее военные успешно захватили власть в Нигере, Мали, Гвинее, Буркина-Фасо и Республике Чад. И все это бывшие французские колонии.
«Здесь заметна роль англосаксов, которые хотят изгнать французов из их исторической зоны влияния. Франция привыкла разговаривать с позиции силы. Но сейчас другие времена. В отличие от своего отца, Али Бонго Ондимба понял, что Франция находится в упадке и что лучше опираться на Америку, англосаксонский мир, англосаксонский Запад», – сказал политический аналитик, экс-советник Марин Ле Пен Эммануэль Леруа.
Бывший советник Марин Ле Пен, политический аналитик Эманнюэль Леруа обнародовал скандальные кадры. Президента Габона посвящают в магистры самого закрытого тайного общества – Масонской ложи. Клятвы англо-саксонскому миру и идеалам мирового правительства – это совсем не о процветании африканского народа. И даже не о преданности Франции.
И еще одна деталь: ни один американский дипломат, ни одно их СМИ не осудило действия лояльного им генерала. У нового главы государства бизнес в США. И элитная недвижимость. Америка «поддерживает идею демократических идеалов населения Африки» – это официальная позиция Вашингтона. Похоже на спор хозяйствующих субъектов, где Америка забирает хозяйство у Франции. Так что эксперты задаются вопросом: не планирует ли военный диктатор свою страну, победившую французский колониализм, превратить в колонию США.
«Поэтому сейчас, наверное, очень многое будет зависеть от того, насколько новая власть сможет утвердиться, сможет установить контроль на территории страны», – сказал генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов.
Новая власть пока работает по принципу удовлетворения запросов толпы. Генерал Нгема быстро включил интернет в стране. Разрешил вещание иностранных каналов. И официально заявил, что сохранит все социальные выплаты населению.
Не утихают протесты и в другой бывшей французской колонии – Нигере. Тысячи местных жителей собрались возле военной базы и посольства Франции. 3 сентября истекает срок, который власти Нигера установили для полного вывода французских войск с территории страны. Митингующие обещают пойти на штурм и здания дипмиссии, если французский посол не покинет Нигер.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе