Предсказать, произойдет ли в Марокко в ближайшее время еще одно сильное землетрясение, не сможет ни один сейсмолог мира. Хотя вероятность такая есть. Об этом в интервью корреспонденту MIR24.TV сказал заведующий лабораторией сейсмической опасности Института физики Земли РАН, доктор физико-математических наук Алексей Завьялов.
«Марокко находится на северной границе Африканской литосферной плиты, – говорит эксперт. – Тунис, Алжир, Египет, Марокко – весь север Африки является сейсмоактивной зоной. Правда, не такой активной, как наша Камчатка и Сахалин. Но тем не менее здесь регулярно происходят, хоть и редкие, но достаточно сильные землетрясения».
По словам Алексея Завьялова, для Марокко событие, которое произошло 9 сентября, является уникальным, поскольку за более чем сто лет землетрясение такой силы наблюдается впервые. «Это результат взаимодействия африканской тектонической плиты с евразийской тектонической плитой, – говорит ученый. – Горные породы не имели возможности удерживать тектоническое напряжение, которое накопилось локально в этом месте, и произошел разрыв: подвижка одного блока земной коры относительно другого блока. Случилось упругая сейсмическая волна, которую люди ощутили как землетрясение».
Что касается количества жертв, которые еще могут быть найдены под завалами, для его оценки нужно знать плотность застройки в районе, где произошло землетрясение. «Я такой информацией не владею, – говорит сейсмолог. – А оценка геологической службы США уже не оправдалась. Они оценивали, что количество жертв будет до одной тысячи, и ошиблись – сейчас уже больше двух тысяч погибших».
По словам эксперта, оценить вероятность новых землетрясений в этом регионе в ближайшие дни не возьмется ни один серьезный ученый. «Любое сейсмическое событие влияет на последующую сейсмическую активность на нашей планете, – говорит Алексей Завьялов. – Чем ближе конкретный регион к эпицентру землетрясения, тем влияние сильнее. Поэтому можно сказать, что ближайшие регионы находятся сейчас в зоне некоторого риска. Но более конкретно ничего сказать нельзя.
В феврале, когда произошло сильное землетрясение в Турции, там было очень много афтершоков. Тогда я говорил, что это очень хорошо. Поскольку главный толчок не всегда полностью снимает накопленное тектоническое напряжение. А афтершоки понижают оставшееся напряжение до безопасного уровня.
В Марокко примерно через 20 минут после главного толчка произошел всего один афтершок, энергетика которого была примерно в тысячу раз меньше, чем энергетика основного толчка. И все – больше афтершоков не было. Но, возможно, это региональная особенность проявления сейсмичности в Марокко, и регион в сейсмическом отношении «замолчит» на ближайшие несколько десятков лет. Но в точности предсказывать этого ученые не могут. Дело в том, что современная наука умеет предсказывать долговременный ход сейсмических событий, но не может прогнозировать конкретное землетрясение. Мы знаем, что север Африки – это сейсмически активная зона. Но никто в мире не может сказать, где и в какой конкретно день произойдет сильное землетрясение».
Подробнее в сюжете: Землетрясения