16:00 12/09/2023

История, судьбы, герои: День кино празднуют в Казахстане

Будневич Иосиф/ТАСС

Сегодня в Казахстане отмечают День кино. О том, кто стоял у истоков казахстанского кинематографа и какие картины воспитывали целые поколения – в материале MIR24.TV.

Основой казахстанского кинематографа принято считать фильм «Амангельды». Он вышел на экраны в 1938 году. Лента посвящена событиям, происходившим в Казахстане в 1916–1919 годах. В фильме показано начало призыва казахов на земляные работы на фронт Первой мировой войны, который привел к восстанию крестьян. Тогда во главе движения встал Амангельды Иманов. В киноленте руководитель восстания принимает советскую власть и вместе со своими отрядами начинает борьбу с контрреволюционными элементами. В 1919 году военный комиссар степного края был убит контрреволюционерами, что также продемонстрировано в фильме.

Фото: «Казахфильм»

12 сентября 1941 года вышло постановление правительства КазССР о создании Алма-Атинской кинематографической студии на базе студии хроникальных фильмов.

Инициатором установления Дня казахского кино выступил Бауыржан Ногербек в 2005 году. Ногербек – это известный казахстанский киновед, историк и теоретик кино, кинокритик и педагог. Он стоял у истоков зарождения в стране новых в то время жанров.

Фото: «Казахфильм»

В целом в годы становления кинематографической истории Казахстана режиссеры старались освещать и поднимать важные темы. Члены киноиндустрии в своих картинах отображали судьбы людей, историю страны и другие важные животрепещущие темы народа.

В 1941 году алматинская киностудия слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями «Мосфильм» и «Ленфильм» в Центральную объединенную киностудию – ЦОКС. Она работала в Алматы до 1944 года и выпускала в годы войны 80 процентов всех отечественных художественных фильмов.

Фото: «Казахфильм»

В 1960 году Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов была переименована в «Казахфильм». А в 1984 году киностудии было присвоено имя выдающегося деятеля национальной кинематографии, актёра, режиссёра театра и кино Шакена Айманова.

Одним из первых кассовых фильмов киностудии стал «Конец атамана». Общественности его представили в 1972 году. Тогда он собрал более 30 миллионов зрителей при тираже 1274 копии.

Фото: «Казахфильм»

Картина рассказывает о чекисте Касымхане Чадьярове. По сюжету главного героя арестовывают за то, что он отпускает единственного подозреваемого в нападении на склад опиума, собранного со всего Семиречья. Но он сбегает за границу в Синьцзян. Там Чадьяров выдает себя то за сторонника казахской независимости, то за авантюриста, пытающегося сбыть собранный опиум за два миллиона долларов. Однако, как выясняется, он по-прежнему является агентом, который пытается захватить участника белого движения атамана Дутова. Во время действий Чадьяров получает ранение в перестрелке, после его даже подозревают в измене. Однако операция завершается успешно, и Чадьяров возвращается героем. Роль главного героя исполнил актер, режиссер театра и кино, сценарист Асанали Ашимов.

Фото: «Казахфильм»

Еще большой ажиотаж вызвал художественный фильм «Игла» – советская картина, снятая в 1988 году режиссером Рашидом Нугмановым. Премьера ленты состоялась 16 сентября 1988 года в Алма-Ате и в феврале 1989 года в Москве. Главные роли исполнили рок-музыканты Виктор Цой и Петр Мамонов, для Мамонова этот фильм стал дебютом в кино. Большинство поучаствовавших в фильме актеров фактически играли самих себя, поскольку их собственные имена совпадали с именами персонажей.

Картина стала лидером советского кинопроката 1989 года, а Виктор Цой по версии журнала «Советский экран» был признан лучшим актером того же года.

В фильме впервые в СССР была затронута тема трагической судьбы Аральского моря.

Фото: «Казахфильм»

На сегодня «Казахфильм» является единственным и крупнейшим центром кинопроизводства в Центральной Азии. Здесь создаются художественные, документальные и анимационные фильмы. У студии есть свои киносъемочные павильоны, каждый площадью более 700 квадратных метров, есть возможность съемки без использования операторских рельс, полная звукоизоляция для синхронной записи «чистого звука», возможность использования осветительной аппаратуры на уровне четвертого этажа, возможность съемки живого реквизита (овцы, лошади и другие животные), игрового транспорта.

Фото: «Казахфильм»

Одной из ярких работ киностудии можно назвать картину «Ангел в тюбетейке». Главный герой фильма – учитель географии по имени Тайлак. Это очень добродушный, но одинокий мужчина, который всегда ходит в своей тюбетейке. Его мать, не желая мириться с одиночеством сына, все время подыскивает ему невест. Между тем Тайлак знакомится с Айшой, в которую влюбляется. Но Тана не сразу одобряет выбор сына из-за того, что отец девушки оказывается бывшим женихом матери Тайлака. Однако Тайлак все-таки делает предложение Айше. А у мамы главного героя появляется поклонник Нияз. История заканчивается двойной свадьбой.

Кадр из кинофильма «Ангел в тюбетейке»

Часто «Казахфильм» уделяет внимание заслуженным деятелям страны. Так, режиссеры киностудии сняли биографическую ленту о судьбе и жизни героя труда РК, советского борца греко-римского стиля, чемпиона мира, олимпийского чемпиона, заслуженного мастера спорта СССР (1980), заслуженного тренера Казахской ССР Жаксылыка Ушкемпирова. Фильм был выпущен в прокат в 2019 году.

Фильмы казахстанских режиссеров пользуются популярностью среди отечественных и зарубежных зрителей. И часто завоевывают награды и признание на различных международных фестивалях.

В День кино в Казахстане также проводятся разные праздничные мероприятия, показы и предпоказы фильмов.