17:02 29/09/2023

Жир это опухоль? Петербургские ученые предположили, что ожирение может являться опухолевым процессом

МТРК «Мир»

Жировую ткань давно называют самым большим органом человека. Когда ее слишком много, пациенту ставят диагноз – ожирение. Лечат диетами, операциями, таблетками. Но часто – безуспешно. Организм словно «откатывается» обратно «к заводским настройкам».

Открытие ученых из Петербурга может совершить революцию в борьбе с лишним весом. Похудеть можно будет без страданий?

При чем тут эволюция?

Есть онкология – наука, которая изучает опухоли. Есть теория эволюции, которая исследует процессы развития живой природы. И там, и там оперируют понятием «новообразование». Профессор из Политехнического Университета Петра Великого Андрей Козлов сопоставил знания, накопленные онкологами, и труд Чарльза Дарвина и вывел собственную теорию.

«Оказывается, что большинство опухолей не убивают человека. Более того – опухоли распространены по всему миру – животному и растительному. Все многоклеточные имеют опухоли. У опухолей масса признаков, и если бы я был эволюцией, я бы их использовал», – отмечает ученый.

Ученый предположил, что для изменения в тканях и органах необходим субстрат, в котором, как в котле, все кипит и возникают новые гены. А опухоли – такой идеальный бульон. Он считает, что органы человека и правда произошли от новообразований. Недаром в них фиксируют уплотнения, кисты, фиброз.

Всего ученый насчитал 14 «симптомов», сходных и для опухолей, и для тканей, которые от них могли произойти. Так, утверждает он, из опухоли могли развиться предстательная железа у мужчин и молочная у женщин. Но! Эволюция продолжается, и в 2015 году у человека нашли еще одну новую ткань.

«Вдруг оказалось, что в отличие от других приматов, у нас спинномозговой канал зарастает, причем не просто тканью, а опухолеподобной тканью – эпендимомой. И это пример того, что что-то происходит на наших глазах», – добавляет ученый.

Проворные малышки

Жирок на боках появился у человека не из-за погрешностей в диете. Клетки, образующие жировую ткань, формируются у нас на 30-й неделе внутриутробного развития из мезенхимы. Их называют адипоциты.

Это клетки-малышки, диаметр которых около 25 микрон, это в несколько раз тоньше волоса. При необходимости они могут «растягиваться» в десять раз. Именно из адипоцитов состоит жировая ткань человека. Эти крохи помогают нам не мерзнуть, долго не стареть и сохранять иммунитет. Еще пару десятилетий назад считалось, что запас жировых клеток не меняется в течение жизни. Новые исследования доказали – при гормональном сбое или слишком неуемном аппетите, например, единиц хранения жира становится больше! А вот в обратную сторону этот процесс не работает, возможно, поэтому так сложно похудеть?

«Оказывается, эти клетки, адипоциты, делятся, и более того, они мигрируют и инфильтрируют другие органы. И эти так называемые эктопические отложения жира и разрушают эти органы. Чем это не похоже на метастазирование», – добавляет профессор Андрей Козлов.

Такое поведение адипоцитов привело ученого к выводу, что ожирение тоже имеет опухолевое происхождение. Теория требовала лабораторного подтверждения.

Незнакомцы

На базе больницы, где лечат тех, кто страдает лишним весом, эксперты собрали сотни образцов тканей. Сопоставили их с пробами онкологических пациентов. И там, и там обнаружили одинаковые гены.

«Мы обнаружили целый класс генов, которые мы назвали TSEEN, Tumor Specifically Expressed Evolutionarily Novel. Т.е. это гены, экспрессирующиеся в специфические опухоли и эволюционно новые. Мы их уже оформили в виде базы данных», – говорит ученый.

Основное «место прописки» этих генов – опухоли, в здоровых тканях они не заселяются. По сути, они тот самый био-реактор, который запускает процессы создания новых тканей.

«Оказалось, что в висцеральном жире тоже работают открытые нами гены и это подтверждает нашу теорию», – рассказывает профессор Андрей Козлов.

Когда революция?

У опухолей и ожирения и правда оказалось много одинаковых черт, как у родственников. Общие предки – TSEEN гены. Общие признаки. И если яблоко от яблони не далеко падает, значит и лечить их можно будет одинаково?

«Хирургию ведь уже используют не только для лечения новообразований, но и ожирения: отрезают часть желудка, делают липосакцию. Можно ли использовать цитостатики? Тут надо советоваться с врачами», – добавляет ученый.

Сегодня цитостатики помогают уничтожать лимфомы, лейкозы. Они провоцируют злокачественные клетки на биологическое самоубийство. Химиотерапия построена на препаратах этой группы. Возможность использовать их против лишнего веса – пока только в теории. Но алгоритм, вероятно, сможет работать в обратном направлении: с помощью диет получится бороться с опухолями. Онкологи уже изучают вероятность лечения своих пациентов с помощью полезного и вкусного меню.