В Северной Осетии при строительстве горнолыжного курорта обнаружен могильник VII-IX веков с богатым материалом для исследований. Сейчас на месте в Мамисонском ущелье работают археологи. Одним из первых артефакты увидел корреспондент «МИР 24» Чермен Улубиев.
Самое свежее из обнаруженных захоронений относится к женщине. Об этом говорит не только строение костей, но и бронзовые украшения: браслет, серьга и кольцо. Всего осетинские археологи нашли на средневековом кладбище останки 99 человек. Вероятно, недалеко от могильника располагалось поселение.
«Видим здесь очень много импортных вещей: это бусы, бронзовые украшения, дополнительные атрибуты, археологические артефакты, которые они получали благодаря транзиту – караванной дороге. Она шла днем и ночью», – сказал старший научный сотрудник Владикавказского научного центра РАН, кандидат исторических наук Хасан Чшиев.
Судя по раскопкам, местное население приняло христианство задолго до крещения Алании. Пришло оно, вероятно, из Древней Сирии и Армении.
«В дохристианскую эпоху к загробной жизни относились по-другому: клали то, что может пригодится там, было очень много инвентаря. А здесь мало, это косвенно говорит о том, что погребения христианизированные. При этом христианской символики мы не находим», – рассказал сотрудник Национального музея Северной Осетии, реставратор Олег Тебиев.
Об активном межплеменном и межгосударственном обмене говорят находки: железные наконечники стрел, в том числе, усиленные, способные пробивать кольчугу. Также своеобразные булавки-фибулы: они использовались мужчинами и женщинами, но позволить себе такую вещь могли люди с достатком.
Все артефакты специалисты детально описывают и фотографируют. Полноценный член экспедиции, работающий наравне с археологами, – художник. Его зарисовки помогут избежать искаженного восприятия снимков. Все данные лягут в основу исследований историков.
«Каждые погребения фотографируются. В дополнение к фото я делаю рисунок. На нем условными обозначениями я могу выделить участки древесного тлена. Все бронзовые изделия мы нумеруем, так историк может более подробно на рисунке посмотреть детали, которые ему необходимы», – поделилась художник-чертежник Анна Габараева.
Мамисонское ущелье и часть Великого Шелкового пути пока мало исследованы. Археологи уверены, что эти места преподнесут историкам еще немало сюрпризов. А уже найденные на площади в две тысячи квадратных метров материалы пополнят коллекцию Национального музея Северной Осетии.
Подробнее в сюжете: История