19:42 13/10/2023

90 лет со дня рождения Марка Захарова: формула успеха режиссера

Михаил Терещенко/ТАСС

90 лет назад родился Марк Захаров – режиссер кинокартин «Тот самый Мюнхгаузен», «12 стульев», «Обыкновенное чудо». Еще он почти полвека руководил театром «Ленком». Четыре года назад мастера не стало, но формула успеха, которую он вывел, по-прежнему актуальна, рассказал корреспондент «МИР 24» Игорь Мосунов.

Никитский бульвар в Москве. Выставка посвящена Марку Захарову. Ее назвали «Формула Мастера». Здесь снимки из семейного архива. Много личного.

«Первое мое воспоминание: я лежала, маленькие такие кроватки были, деревянные реечки. Смотрю сквозь них: а напротив меня сидит отец и пишет. Он всю жизнь работал», – рассказала дочь артиста Александра Захарова.

Как театр Марка Захарова стал кузницей для советского кино?
Работать он научил и свою дочь Александру – народную артистку России. Героиню многих фильмов отца.

Музыкальная комедия «Формула любви». Ее съемки были непростыми: Александра Захарова сломала большой палец ноги, а Александр Абдулов едва не покалечился в перевернувшейся карете. Режиссер продолжал снимать.

Захаров снял десятки картин и телеспектаклей: «12 стульев», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо». Каждый разбирали на цитаты.

Главным делом жизни Захарова был все же театр. «Ленкомом», который теперь носит имя Марка Захарова, он руководил почти полвека. На сцене поставил более 40 спектаклей.

Рок-опера «Юнона и Авось» – хит «Ленкома». Марк Захаров на сцене сделал то, что в СССР не делал никто. Молитвы под тяжелую музыку, императорский Андреевский флаг на сцене и полуобнаженная натура.

«У меня была, как теперь принято говорить, амбициозность и некоторый испуг тоже был. Помню, как перед приходом комиссии мы старательно выстраивали границу возможного отступления», – говорил Захаров.

«Я был на первом спектакле. Это другой звук и поэтика музыкального спектакля, не имеющая ничего общего ни с опереттой, ни с водевилем, ни даже с мюзиклом», – поделился народный артист РФ Марк Розовский.

По лестнице ГИТИСа Марку Захарову приходилось подниматься и спускаться не раз. Здесь в главном корпусе ГИТИСа он сначала сам учился на актерском, а последние 30 лет преподавал режиссуру. Внешне был строг, за что студенты его между собой в шутку называли «Мрак Анатольевич».

Еще у Захарова был уникальный дар – раскрыть талант артиста.

«Захаров велик тем, что создал эту уникальную труппу по крупицам. Эти алмазы стали бриллиантами в его огранке. Многие из тех, кого он привел в «Ленком», кто играл у него спектакли, были известны и до этого. Пельтцер, и Леонов, и Збруев в этом театре работали раньше», – заявил театральный критик, ведущий телеканала «МИР 24» Григорий Заславский.

За что бы он ни брался, все получалось. Захаров, кажется, вывел формулу успеха, понятную только ему. Сам же режиссер отмечал, что образ «того самого Мюнхгаузена» когда-то будто писал с себя.