17 октября 1961 года в Москве состоялся XXII съезд Компартии. Но расскажем мы сегодня не о нем, а о месте, где этот съезд происходил. Впервые доклад ЦК КПСС генеральный секретарь Никита Хрущев зачитывал с трибуны Кремлевского дворца съездов. Это здание и сегодня поражает своими масштабами: зрительный зал вмещает 6 тысяч человек, а всего внутри – более 800 помещений. Фасады отделаны белым мрамором и стеклом, внутри – армянский туф, карельская береза и золоченая смальта. И всю эту красоту возвели меньше чем за полтора года! К работе над амбициозным проектом Хрущева были привлечены самые талантливые мастера со всех уголков страны.
Вплоть до распада СССР Дворец съездов был одним из главных символов социалистической Москвы: здесь проходили все партийные съезды и международные конгрессы, а о местном банкетном зале и деликатесах, которые там подавали, слагались легенды. В то же время на большой оборудованной сцене дворца по сей день выступает труппа Кремлевского балета, также здесь регулярно проходят музыкальные концерты, спектакли и кинопоказы.
История этого сооружения воистину занимательна. В этом тексте мы расскажем, почему проект резко пришлось переделывать после поездки Хрущева в Китай, зачем здание погрузили на 15 метров под землю и для чего туда согнали 15 тысяч солдат.
О том, что необходимо построить отдельное здание для размещения органов правящей власти в Москве, впервые заговорили еще в конце 1920-х. В дореволюционном Петербурге эту роль на протяжении веков играл Зимний дворец. С приходом советской власти столица была перенесена в Москву, а правительство разместилось в Кремле. Партийные съезды долгое время проводились в круглом (Свердловском) зале Сенатского дворца. Для других мероприятий (например, конгрессов Коминтерна) использовали, как правило, тронный (Андреевский) зал Большого Кремлевского дворца и Колонный зал Дома Союзов.
В 1933–1934 годах по приказу Сталина Андреевский и Александровский залы Большого Кремлевского дворца объединили в единый зал заседаний, где с 1934 по 1959 годы проходили партийные съезды.
И все же важная идеологическая задача оставалась нерешенной: необходимо было возвести невиданное доселе сооружение, которое стало бы не только местом проведения партсобраний, но и символом могущества советской власти и торжества социализма. Так родился проект Дворца Советов.
Нет никаких сомнений: если бы этот замысел был воплощен в жизнь, облик современной Москвы был бы совершенно иным. Архитектор Борис Иофан задумал построить самое высокое здание в мире: высота дворца вместе со стометровой статуей Ленина, венчающей композицию, должна была составить 415 метров. Ради строительства Дворца Советов был разрушен храм Христа Спасителя, и лишь через восемь лет, в 1939 году, рабочие завершили закладку фундамента. Но грянула война, и проект заморозили.
В 1950-х были предприняты попытки возобновить строительство, но – безрезультатно. После смерти Сталина страна двинулась по новому курсу, и это касалось не только внутренней политики, но и архитектуры. Хрущев инициировал целую кампанию по борьбе с архитектурными излишествами. Проект Иофана он подверг резкой критике, обвинив его в «бессмысленной гигантомании» и «сверхмонументальности форм».
В самом деле, версия здания, представленная на чертежах, хоть и выглядела впечатляюще, в функциональном плане совершенно никуда не годилась. Гигантские размеры ярусов делали расположение помещений неудобным, затрудняли проведение коммуникаций и передвижение людей по этажам. Страшно даже представить, какое количество материалов и человеческих ресурсов потребовалось бы для реализации этой задумки. В довершение всего Дворец Советов совершенно не вписывался в окружающий ландшафт, полностью игнорируя особенности застройки и подавляя собой все остальные здания.
Несмотря на то, что от строительства исполинского Дворца Советов в итоге отказались, сама идея по-прежнему витала в воздухе. В 1959 году Никита Хрущев отдает распоряжение о строительстве нового объекта, на этот раз с учетом всех прошлых ошибок и уже не на месте храма Христа Спасителя, а в самом «сердце» страны – Московском Кремле.
На самом деле возводить правительственное здание среди древних соборов решились не сразу, место выбирали очень долго. Среди возможных площадок рассматривали остров напротив Кремля, Воробьевы горы, территорию ВДНХ. Возникла даже дерзкая идея снести Гостиный двор и построить дворец на его месте. Но, к счастью, от нее отказались.
Территория Кремля была выбрана по нескольким причинам. Во-первых, это место имеет для страны важнейшее общественно-политическое и историческое значение. Помимо того, что это выдающийся памятник архитектуры прошлого, именно здесь с древнейших времен принимались ключевые решения, определявшие судьбу государства. А именно такой посыл должен быть у здания, где заседает Верховный Совет СССР. Кроме того, в окружении вздымающихся ввысь башен и соборов Кремля будущий дворец смотрелся еще более величественно, их соседство придавало ему даже некоторую сакральность.
На конкурс проектов будущего здания было представлено 12 работ. Первое место занял проект Михаила Посохина – в то время главного архитектора Москвы и начальника Главного архитектурно-планировочного управления столицы. В его команду вошли Ашот Мндоянц, Евгений Стамо, Павел Штеллер, Герман Львов, Николай Щепетильников, Александр Кондратьев, Телемак Мелик-Аракелян и другие талантливые архитекторы и инженеры. Также в работе над проектом принимали участие ведущие московские НИИ и проектные мастерские.
Перед группой Посохина стояла непростая задача: построить здание размером 120 на 70 метров на плотно застроенной территории Кремля. Как ни стремились архитекторы сохранить древнюю историческую застройку, шесть строений пришлось снести. Для нашего культурного наследия это, конечно, стало большим ударом, ведь речь идет о постройках начала XIX века, возведенных еще до пожара 1812 года – для Москвы это настоящая редкость. Так, для расчистки фундамента было снесено старое здание Оружейной палаты в стиле ампир, построенное в 1807–1810 годах, а также часть Патриаршего двора.
Но даже здесь нашлись свои плюсы. На месте будущей стройки были проведены археологические раскопки. И, хотя раскопать удалось лишь 200 квадратов земли, полученные данные оказались весьма значимыми для изучения истории Москвы.
Строили Дворец съездов 16 месяцев. Изначально предполагалось, что зал заседаний будет вмещать 4000 человек, но все изменила поездка Хрущева в Китай. В 1959 году в Пекине широко отмечали 10-летнюю годовщину образования республики. К праздничной дате приурочили открытие ряда монументальных сооружений. Среди них был гигантский Дом народных собраний с залом на 10 тысяч мест. Его размеры поражали воображение: 336 метров с севера на юг, 206 метров – с запада на восток, площадь – 150 000 квадратных метров. Вплоть до сегодняшнего дня это самое большое парламентское здание в мире.
Величественная постройка так впечатлила Хрущева, находившегося с визитом в Пекине, что, вернувшись в Москву, он приказал увеличить вместимость Дворца Съездов до 6 тысяч человек. Особое внимание глава государства просил уделить банкетному залу – Хрущев настаивал, чтобы он занимал верхний ярус.
Новые пожелания руководства еще больше осложнили работу архитекторов, пришлось срочно вносить в проект коррективы. В итоге было принято гениальное решение: погрузить дворец в землю на глубину 15 метров. Только вдумайтесь: это высота пятиэтажного дома! На подземных этажах разместились гардеробные, а банкетный зал разместили прямо над зрительным. Из него открывается великолепный вид на Московский Кремль.
Снаружи здание отделали уральским белым мрамором, золотистым алюминием и стеклом. Интерьер также выглядит богато и торжественно: стены и паркеты выполнены из ясеня, дуба, бука, тихоокеанского ореха и граба. Одна из главных достопримечательностей дворца – мозаичные гербы всех советских республик, украшающие фойе. Они были выполнены по эскизам прославленного художника Александра Дейнеки.
К открытию дворца готовились основательно. Масштабы здания были беспрецедентными, и конструкции необходимо было проверить на прочность: все-таки 6 тысяч человек в одном зале – это не шутка. Способ проверки выбрали весьма оригинальный: набрали 15 тысяч солдат, разместили в залах, в гардеробе и на крыше – и заставили маршировать строевым шагом. Кто-то заметил, что пол зашатался. Решили провести повторное испытание, на этот раз – в формате танцевального вечера. Для этого специально пригласили артистов Большого театра и 600 пар комсомольцев. И здание выдержало! Даже зажигательный краковяк в исполнении более тысячи человек не заставил его задрожать.
17 октября 1961 года Дворец съездов был торжественно открыт. В новом здании прошел XXII съезд КПСС, также для гостей приготовили праздничную программу с участием балета и артистов. Согласно некоторым свидетельствам, на торжественном банкете Михаил Посохин назвал Никиту Хрущева «главным зодчим» дворца, а само здание – «детищем оттепели». Посохин и еще шесть его коллег, принимавших участие в проектировании здания, были удостоены Ленинских премий.
В 1992 году Кремлевский дворец съездов был переименован в Государственный Кремлевский дворец. Съезды КПСС и заседания Верховного Совета здесь больше не проводились, однако дворец по-прежнему остается местом проведения общественно-политических мероприятий. Кроме того, в здании регулярно проводятся музыкальные концерты, ставятся оперы и балетные постановки. С самого открытия сцена Кремлевского дворца была отдана в эксплуатацию Большому театру. Здесь зрители рукоплескали артистам балета Игоря Моисеева, ансамблю имени Александрова, хору имени Пятницкого и другим заслуженным коллективам. А в 1990 году при дворце был основан «Кремлевский балет» под руководством хореографа Андрея Петрова. Более чем за три десятка лет своего существования труппа провела более 100 гастролей по всему миру.
В 2013 году зрительный зал Кремлевского дворца был модернизирован: в нем установили новое звуковое и световое оборудование. Многие авторитетные эксперты сегодня ставят его в один ряд с такими прославленными концертными залами, как Карнеги-холл и Ирвинг Плаза в Нью-Йорке, «плаз» в Нью-Йорке, «Шрайн Аудиториум» в Лос-Анджелесе, «Олимпия» в Париже, Королевский Шекспировский театр в Стратфорде и т.д.
Можно смело утверждать, что создателям Дворца съездов удалось воплотить в жизнь ключевые идеи советских партийных руководителей, создав величественный памятник новой, постсталинской Москве и в то же время сохранив целостность уникальной исторической застройки, удачно вписав здание в стиле модерн в архитектуру Московского Кремля.