В Алматы прошел необычный показ мод: на подиум модели вышли в старинных казахских национальных нарядах, расшитых драгоценными нитями, сообщает корреспондент «МИР 24» Александра Салмина.
Выход на подиум как портал времени. Мурак – высокий головной убор – раньше носили только ханы, султаны и бии. Он расшит в старинной технике. Платья и камзолы тоже украшены золотыми узорами. Хозяйки – знатные особы.
Зерлеу, или вышивка канителью, – искусство для избранных, рассказывает Айжан Абдубаит. Она полжизни реставрирует и реконструирует казахские наряды и предметы быта далеких эпох. Говорит: творчество ревниво – золотая нить забирает все ее внимание.
«Самое меньшее от полугода до восьми месяцев уходит на изготовление одной вещи. Когда твое искусство где-то там умирает, исчезает, очень эгоистично и неправильно заниматься чем-то другим. Задача – вернуть высокий статус нашему прикладному искусству, так как у казахов сформировалось отношение к красоте через прикладное искусство», – рассказала дизайнер-реставратор Айжан Абдубаит.
За сценой к выходу готовятся невесты. Эта – из XVII века, ее наряд Айжан по крупицам создавала семь лет, каждую деталь – с любовью. Моделям недостаточно его просто надеть и пройтись. Образ необходимо нести.
«Саукеле, головной убор, очень тяжелый, это также может означать, что впереди молодую невесту ждет очень большая ответственность. Каждый орнамент и каждый камень имеет свой смысл, и это приносит удачу невесте, в этом костюме я ощущаю себя очень красиво, и мне прямо хочется сразу выйти замуж», – отметила модель авторского дома золотого шитья Акнур Абдулла.
Айжан Абдубаит с исторической точностью воссоздала и вышила военный мундир Джангира и бешмет ханши Фатимы. Художница гордится восстановленным покрывалом Ходжи Ахмеда Яссауи. Артефакт, который хранился в музее, должны были списать. Он едва не растворился во времени, как и сама техника золотой вышивки. Это искусство стало забываться в XIX веке, говорят этнографы. Возрождать его было непросто.
«Вся беда как раз в том, что нет никаких методических пособий, это все не систематизировано, мало изучено, но такие ученые, как Маргулан и Жаныбеков – это мои, скажем, учителя», – сказала Айжан Абдубаит.
Сегодня работы дизайнера хранятся в частных коллекциях, а реконструкции нарядов знатных особ выставлены в музеях страны – в них, как в летописях, можно прочитать историю казахского народа.
Подробнее в сюжете: Стильный мир