Живописные поля и равнины, напоминающие необъятные степи, климат и гостеприимство – это всего лишь часть причин, объединяющих Кыргызстан и Молдову. А с недавнего времени этот список пополнила и деревня Манас, которая появилась в селе Леордоая Каларашского района. Этот туристический комплекс с настоящими кыргызскими юртами был построен на территории родительского дома уроженки Молдовы Ларисы Амбросий. Всего здесь 12 домов кочевников. Посетители могут прикоснуться к быту тюркского народа, узнать об обычаях, попробовать национальную кухню, купить сувениры и даже примерить национальную одежду.
Единственное отличие юрт, которые находятся в Молдове, от традиционных – в основе. Здесь они выполнены из металла, кыргызские же строили из дерева, в основном из ив. Все остальное – в точности, как у кочевников – натуральное: из древесины, войлока, кожи и шерсти, и, что не маловажно – ручная работа. Все элементы юрт, кроме основы, были привезены из Кыргызстана, их для туробъекта сделали на заказ в Бишкеке.
Как и на родине, в Кыргызстане, на молдавском островке кочевников верны символам своего народа. Один из них – тюндук. Он означает отчий дом и единение, его изображают на государственном флаге, элементах одежды, амулетах, украшениях, магнитах и разного рода сувенирной продукции, которую туристы могут приобрести в подарок или на память. Кроме того, тюндук является деталью, венчающей крыши юрт, и в то же время выполняет функцию окна – единственного источника света в доме кочевника.
В юрточной деревне есть и свой гид. При входе в комплекс гостей встречает Айпери. Она из Иссык-Куля. Работает в кыргызской деревушке в Молдове полгода. Так из первых уст посетители узнают о кыргызской культуре. Прежде чем туристы войдут в юрту, Айпери рассказывает правила: по обычаю в дома кочевников принято входить без обуви, обязательно с правой ноги, выходить – с левой. Так гости показывают свое уважение хозяевам. Также туристы узнают об особенностях свадебных и похоронных обрядов кыргызов, правилах поведения невестки перед свекровью и во время приема пищи.
При желании гости смогут здесь и переночевать. Для этого предназначены семь юрт. Есть 2-3-5-местные. Остальные – для мероприятий и деловых встреч, конференций. Также в комплексе есть юрты для медитации, чаепития и приема пищи. В других расположен магазин с сувенирами, домашней одеждой, головными уборами, украшениями. Здесь можно приобрести магниты, шапки из натуральных материалов, тапочки, сапоги и даже игрушки. Все ручной работы прямиком из Кыргызстана.
Отдельное внимание стоит уделить меню туристического комплекса. Не секрет, что в кыргызской кухне превалирует мясо, в основном баранина и говядина. Для этого выращиваются овцы специальной «курдючной» породы, мясо и жир которых идеально подходят для кыргызских блюд. «Без курдюка ничего не получится. Обязательно жирок должен присутствовать в плове, в мантах, в самсе», – рассказывает администратор Людмила Годорози. Здесь можно попробовать, конечно же, суп шорпо, лепешки, чак-чак и боорсоки со сметаной или джемом. Кстати, приготовление мяса в кыргызской кухне – дело мужчин. Когда речь заходит о тесте, тогда готовят женщины. От этой традиции не отступают и в юрточной деревне в Молдове.
Узнать еще больше о традициях кыргызского народа можно в местном музее. Здесь представлены доспехи, оружие, игрушки, музыкальные инструменты и, конечно, национальная одежда, в которой гости могут сфотографироваться на память. Большое внимание во время экскурсии уделяют такому элементу одежды, как элечек – это традиционный головной убор кыргызских замужних женщин. Его особенность в многометровой белой ткани, размер которой достигает 40 метров. Также гид Айпери рассказывает о том, как и с помощью чего кыргызские мужчины охотились и в каких колыбелях их жены укачивали детей.
Популярность юрточной деревни в Молдове растет с каждым годом. Сюда приезжают не только жители республики, но и туристы из-за рубежа. По словам администратора Людмилы Годорози, основной поток гостей приходится на весну, осень, начало лета. За год юрточную деревню в селе Леордоая Каларашского района посещают до полумиллиона человек.