В этом оркестре нет первой скрипки. Но есть очень похожий на нее национальный осетинский музыкальный инструмент хъисын фандыр. Музыканты не играют на балалайке. Ее здесь заменяет дала-фандыр. Пару десятилетий назад эти инструменты едва не исчезли. Сегодня на них не только играют, но и создают по архивным документам и музейным экспонатам.
Корпус русской балалайки треугольной формы, у дала-фандыр он напоминает продолговатый ящик. Инструмент может выступать как сольно, так и в качестве сопровождающего в оркестре. В старину под его аккомпанемент пели и танцевали на больших праздниках.
За несколько десятилетий навык игры на дала-фандыр был утерян. Перестали существовать оркестры национальной музыки. Со временем не стало мастеров по изготовлению народных инструментов.
«В наших оркестрах народные осетинские инструменты стали заменять другими. Дала-фандыр заменяли балалайкой, хъисын фандыр – классической скрипкой. При этом сохранялся традиционный музыкальный строй, наигрыши оставались», – объясняет дирижер оркестра национальных инструментов Северо-Осетинской государственной филармонии Олег Ходов.
За возрождение национальных мотивов взялся музыкант Олег Ходов. Изучал старинные фондовые записи, помогал восстанавливать инструменты по музейным экспонатам, обучал игре молодых ребят. В 2008 создали квартет из национальных инструментов, потом появилось целое семейство струнных. В 2010 году самодеятельный оркестр получает статус государственного при Северо-Осетинской филармонии.
Раньше руководителю оркестра приходилось переучивать бывших скрипачей и балалаечников. Только недавно игре на осетинских музыкальных инструментах стали обучать в местных колледжах.
Музыкант оркестра национальных инструментов Алина Кайтмазова и вовсе бывшая гармонистка. Легко играет на дала-фандыр саундтрек из фильма «Рокки 3» и с мнением, что национальные инструменты только для старинных произведений, в корне не согласна.
«Это еще раз доказывает, что на дала-фандыр можно играть не только глубоко старинные осетинские произведения, но также современные хиты. Главное – подобрать мелодию», – говорит Алина Кайтмазова.
На этом предприятии осетинские музыкальные инструменты изготавливают 30 лет. Станки почти не используют, а каждый инструмент перед сдачей заказчику тестирует профессиональный музыкант.
Алан Джигкаев специалист по струнным: дала-фандыр – дальняя родственница балалайки, хъисын-фандыр – аналог скрипки и 12-струнная арфа. На каждый инструмент уходит около месяца работы. В работу берут только клен, который дает яркий звук. Проблем со струнами нет.
«Сейчас струны подобрать гораздо легче, они есть в продаже. А в старину это было огромной проблемой. Струны делали из конского волоса или из жил коней, все вытаскивалось, сушилось, чтобы звук был качественным», – рассказывает мастер по изготовлению народных инструментов Алан Джигкаев.
Каждый концерт оркестра Северной Осетии собирает полный зал. А к мастерам по изготовлению национальных инструментов очередь на несколько месяцев. Национальные мотивы снова в моде.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет
Читайте также: