На этой неделе президент России Владимир Путин принимал президента Экваториальной Гвинеи, одной из самых богатых стран Африки. По ВВП на душу населения она обгоняет даже Грузию, Азербайджан Индию. При этом большинство жителей находятся за чертой бедности. Корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов выяснил, что за страна такая «на горе Фернандо По, где гуляет гиппопо».
Экваториальная Гвинея – место, где из всех времен года только два вида лета: очень жаркое с засухой и просто жаркое с дождями, где обычаи и обряды не менялись тысячи лет, а борьба со злом – сплошные танцы с бубнами и игра с огнем.
Ее называют «гротескной Африкой». Колдуны здесь соседствуют с физиками и инженерами. В этой католической стране жив древний культ «бвити», в переводе «мертвый», общение с умершими предками.
Сама республика расположена на западе Африки. Общую площадь 28 тысяч квадратных километров можно сравнить с Арменией или Молдовой. Континентальная часть зажата между Габоном и Камеруном – Рио-Муни. В акватории Гвинейского залива – острова: у берега – Кориско, Большой и Малый Элобеи и на отдалении – Аннобон и Биоко. Там столица, Малабо – самое престижное место для жизни в республике. Две трети страны – тропические леса.
С этого острова и начинается история этих земель для внешнего мира. Раньше он назывался остров Фернандо-По, по имени португальского мореплавателя, который в XV веке искал путь в Индию, а приплыл сюда. Он основал плантации тростника и сахарный завод, возил отсюда рабов, но недолго. Местный островной народ, земледельцы буби, объявили колонизаторам войну. Потом пришли испанцы. На материке с ними воевал лесной народ, пигмеи, чье название переводится как «человек размером с кулак». Все закончилось геноцидом пигмеев.
В настоящее время население республики составляет около полутора миллионов человек. Этническое подавляющее большинство – народ фанг, островной народ земледельцев, буби и обитатели континентального побережья, ндоуэ. Остальные – аннабонцы, бужеба и приезжие иностранцы.
Независимость Экваториальная Гвинея получила в 12 октября 1968 года. Обрела и собственную конституцию, и президента. Им стал Франциско Масиас Нгема, сын колдуна и бывший сотрудник испанской колониальной администрации. Начал с кардинальных реформ.
«Он очень быстро узурпировал власть. Стал президентом, стал главой страны и вооруженных сил. Очень скоро назначил себя пожизненным президентом. По национальности он фанг, одна из крупных этнических групп страны», – рассказал кандидат исторических наук, заведующий Центром исследований стран Юга Африки Института Африки РАН Андрей Токарев.
Другие коренные народности и белое пришлое население подвергались репрессиям по национальному признаку. Каждый третий житель страны стал беженцем. Чтобы люди не убегали, Нгема приказал уничтожить все лодки, даже рыбная ловля оказалась под запретом. Единственную дорогу по суше заминировали и поставили КПП. Внутри страны начались восстания.
«Для того, чтобы хоть как-то подавить эти восстания, которые, в общем-то, не получалось довольно-таки долго подавить, он ввел совершенно беспрецедентную меру, была запрещена выплата заплаты», – рассказала политолог, африканист Наталия Пискунова.
Он ввел систему принудительного труда – гвинейцы были заняты на плантациях по 12-15 часов, получая нормированный паек из риса, рыбы и пальмового масла. При нем Малабо стал единственной столицей, где отсутствовало энергоснабжение.
Первый президент законодательно запретил ношение очков как символа интеллекта. К 1079 году в республике наступил коллапс. 10 из 12 министров расстреляны. Вся казна – на европейских счетах диктатора. В стране нет ни экономики, ни промышленности. Зато новый президент объявил себя богом на земле.
«Это было неприемлемо для многих членов его собственной семьи, в частности, его племянника, который в августе 1979 года его свергает, арестовывает, через месяц его казнит, через полтора месяца становится, собственно, новым президентом, которым он остается до сих пор», – рассказала политолог, африканист Наталия Пискунова.
Для ареста и казни диктатора, которого считали могущественным колдуном, его племяннику пришлось привлекать наемников из Марокко. Местные силовики отказывались даже подходить к Нгеме. Так Теодоро Обианг Нгема Мбасого стал новым президентом после родного дяди.
«Он начал искать союзников, в том числе нашел в лице Советского Союза. Наша страна очень активно стала сотрудничать с этой Экваториальной Гвинеей», – рассказал кандидат исторических наук, заведующий Центром исследований стран Юга Африки Института Африки РАН Андрей Токарев.
Первые впечатления об этой стране советское руководство получило еще в 1973-м. Пик советско-экватогвинейской дружбы настал в 80-е годы. Тогда были подписаны соглашения о сотрудничестве почти во всем. СССР предлагал дружбу, торговлю, культурный обмен, спорт и обучение. В советских вузах их студенты учились на медиков, учителей и инженеров.
При рекордном ВВП доходы населения так и остались низкими. Медицина в упадке. Каждый пятый ребенок в стране не доживает до пятитилетнего возраста. У сотен тысяч нет доступа к чистой питьевой воде. Это данные ООН. То ли традиция получается, то ли действительно, не везет. Потому Африка ищет новых друзей. В России Нгема Мбасого уже четвертый раз. Последняя его поездка была в Сочи в 2019-м на саммит «Россия-Африка». В сентябре этого года он гостил у белорусского президента Александра Лукашенко.
В настоящее время основной доход Экваториальной Гвинее приносит добыча и производство углеводородов: сырой нефти, сжиженного нефтяного газа и газа природного. Добычи прочих полезных ископаемых практически нет. Хотя они есть. В стране большие запасы золота, цветных металлов, бокситов – алюминиевой руды и алмазов.
«Соответственно, для России так же, как для других иностранных игроков, взаимодействие с Экваториальной Гвиней, принципиально важно», – рассказала политолог, африканист Наталия Пискунова.
Если им все это из недр помочь достать и освоить, глядишь, и зажили бы не хуже других. Старый друг лучше новых двух. Особенно, когда помочь может. И у России, и у Беларуси для этого есть и технологии, и специалисты, и желание. И без всяких там танцев с бубнами.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе