7 ноября – 120 лет со дня рождения Георгия Милляра, который первым воплотил на экране сказочные образы Бабы-Яги и Кащея Бессмертного. Его голосом говорят герои «Царевны-лягушки», «Незнайки» и «Чиполлино». При этом во взрослом кино Милляру доставались в основном эпизодические роли. О жизни и творческом пути артиста рассказывает корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев.
Кафтан наиглавнейшего церемониймейстера в киностудии имени Горького теперь –реквизит музея. В своей очередной сказке «Королевство кривых зеркал» Александр Роу уже традиционно отдает не одну, а сразу три роли своему любимому актеру, другу – Георгию Милляру.
В большом послужном списке Милляра больше 100 фильмов, в основном – сплошные эпизоды: нищий, слуга, дворник, почтальон. Но в 35 лет актеру достается роль в дебютной картине «По щучьему веленью» начинающего режиссера-сказочника Александра Роу. Хриплый голос и субтильное телосложение Милляра создали на экране незабываемый образ царя Гороха.
«Нечистая сила вообще-то как-то смешно, весело. И в духе Гоголя, и в духе Роу», –отметила старший научный сотрудник Музея кино Эмма Малая.
Александр Роу снимал Милляра во всех своих сказках. Он и обаятельный черт в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и ужасный Кащей Бессмертный в одноименном фильме, и комичный подводный царь Чудо-Юдо Беззаконное в фильме «Варвара – краса, длинная коса». Но главное – это Милляр уговорил Роу снять себя в роли старухи-колдуньи и стал лучшей Бабой-Ягой на все времена.
«Если в «Василисе» это была вот именно зловещая карга, такая страшная, совершенно такая устрашающая, то здесь уже бабуся, такая кокеточка. Она там: «Ой, радикулит замучил». Такая бабушка веселая, создающая хорошее, доброе настроение», – сказал киновед, хранитель фондов киностудии им. М. Горького Алексей Тремасов.
Очеловеченные черти лучше, чем очертенелые люди, говорил сам Георгий Милляр. После смерти своего друга Александра Роу в 75-м актер будет востребован в кино еще два десятилетия. Но после сказок ему снова предлагают роли, которых даже в титрах нет. Он не унывает, главное – работа есть. Уже в 90-х годах вдова Георгия Францевича передала в Музей кино рукописи актера и его стихи. «Артист – это кладбище несыгранных ролей», – еще один афоризм Милляра.
Подробнее в сюжете: Новости кино
Читайте также: