Четыре года колонии общего режима: в городском суде Петропавловска-Камчатского огласили приговор директору фирмы, организовавшей восхождение на вулкан Ключевская Сопка, во время которого восемь туристов погибли. Какие причины привели к трагедии, как должны быть организованы экстремальные туры, чтобы они остались безопасными, на телеканале «МИР 24» рассказал эксперт Народного фронта Геннадий Нефедовский.
Как установил суд, обвиняемый в сентябре 2022 года, зная о закрытии для посещения и запрете на проведение туров на вулкан Ключевская Сопка, организовал восхождение группы из десяти туристов в сопровождении двух гидов. В итоге восемь туристов и один из гидов сорвались со склона и погибли – один на месте, остальные скончались в течение нескольких дней от полученных травм и переохлаждения. Директор турфирмы вину признал, но что побудило его нарушить очевидный запрет: надежда на «авось», желание заработать, уверенность в том, что запрет избыточный?
- На мой взгляд, на русский «авось» надежда была, но дело еще и в полном отсутствии ответственности. Люди, которые организовывают данные туры, совершенно не думают о том, что может произойти. Видимо, алчность двигала.
Но если есть запрет, то при попытке зарегистрироваться вам просто скажут: «Вы куда собрались, туда нельзя!»
- В том-то и дело. Получается, что для людей, которые занимаются экстремальными видами спорта, понятие «безопасность» отходит даже не на второй, а на десятый план. Потому что люди, что называется, сидят на адреналине, и они живут этой темой, и они рассчитывают только на себя. Соответственно, разрешения они полностью проигнорировали. Организатор и основывался на том, что в любом случае кто-то пойдет.
Когда огласили приговор – четыре года колонии общего режима – одни сказали, что он слишком мягкий. Другие, наоборот, сказали, что с учетом смягчающих обстоятельств, представленных характеристик, опыта безупречной работы и так далее, это слишком жесткий приговор. А вы что думаете?
Статья 238 ч.3 Уголовного кодекса, по которой судили директора турфирмы, предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы. На мой взгляд, вынесенный приговор чрезмерно мягкий, учитывая то, что погибло много людей.
Должны ли были туристы, которые участвовали в восхождении, знать о том, что они идут в горы, на вулкан вопреки запрету? Получается, что они в какой-то момент, может, и не осознавали, что существует опасность, что нельзя туда ходить, что этот маршрут закрыт?
- Сейчас сложно судить о том, знали они или нет. Если люди экстремалы, у них уже были восхождения на горы или они занимаются экстремальными видами спорта, а это легко проверить, то они могли знать о запрете, но проигнорировать его. Обычные туристы в любом случае поинтересовались бы обстановкой.
С другой стороны, люди полностью полагаются на организатора, – это же профессионал, он же знает, что он делает?
- Да, такие люди есть. Но из десяти человек таких могло быть один-двое, с трудом верится, чтобы это было массово. В любом случае, погибли люди, и наказание четыре года, на мой взгляд, чрезмерно мягкое, даже учитывая положительные характеристики.
Может ли здесь быть стопроцентная гарантия безопасности в экстремальном туризме, в экстремальных видах спорта? Ведь все равно бывает, что трагически заканчиваются даже разрешенные восхождения и экспедиции, зарегистрированные, со спасательными маяками.
Существует ли сейчас понятие «категорийный туризм», когда маршруты расписывались по степени сложности? Когда, если у человека нет опыта, он первый раз идет в горы, ему позволяют идти на самый простой маршрут, чтобы по низу прошел и оценил свои силы и возможности. Но восхождение на Ключевскую Сопку – это же достаточно серьезный по сложности маршрут? Понятно, что инструкции по технике безопасности, как бы это жестоко ни звучало, написаны чьей-то кровью? Как нужно организовывать такие походы, чтобы они так не заканчивались?
- Необходимо, чтобы были профессиональные инструкторы и не один, чтобы каждый инструктор контролировал другого. Обязательно нужно зарегистрироваться в МЧС, чтобы маршрут был прозрачным. В МЧС региона каждый маршрут прописан, там четко сказано, на что обратить внимание, по какому склону спускаться или подниматься, где сильный ветер, где снег может пойти, и это обязательно надо учитывать. Но здесь была ужасающая безалаберность.
Это все, по идее, должны знать и исполнять организаторы экстремальных туров?
- Они все это знали, однозначно. Они, видимо, не осознавали, что погибнет столько людей. Я не говорю о том, что они специально повели людей, чтобы они погибли. Но это преступная халатность, они не думали о людях, они хотели заработать. Сказали: «Мы же туда ходили, пойдем попробуем, почему нет?» Но случилось то, что случилось.
Если кто-то собирается первый раз пройтись по экстремальным местам или сплавиться по реке на плотах, на что нужно обращать внимание? Как выбрать организацию, которая занимается созданием таких туров?
Для начала необходимо посмотреть на туристическую фирму: когда она организована, какие туры проводила, какой у нее практический опыт. Когда турфирма занимается одним направлением, они набивают руку на этом. Бывает так, что фирма хочет объять необъятное, поэтому распыляется на разные направления, но тогда страдает качество предоставляемых услуг.
Надо просчитать и сам тур, посмотреть информацию на сайте МЧС. Каждый экстремальный объект зарегистрирован – тропа, река, расписано, какие там ожидают опасности. Можно почитать и отзывы туристов о том, как это все происходит. Готовясь, нужно собрать объективную информацию. Например, когда люди едут в Африку или Австралию, они узнают, какие насекомые и змеи там живут, нужна ли прививка и т.д. Так же и здесь, просто немного в другом направлении.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: