«Я есть время, великий разрушитель миров, несущий гибель всему живому», – гласит известная цитата из «Бхагавадгиты», важнейшего памятника древнеиндийской литературы. Эти слова принадлежат Кришне, который в ведической философии олицетворяет верховную личность Бога и является источником всех остальных воплощений Вишну. Таким образом, время в концепции индуизма – это и есть главное божество, чья сила неумолима и беспощадна. И, согласитесь, не нужно быть приверженцем восточной философии, чтобы разделять это мнение.
Всю нашу жизнь мы только и делаем, что пытаемся отвлечь себя от мыслей о смерти. Мы боимся потерять не только саму жизнь, но и те вещи, которые делают ее осмысленной – близких людей, здоровье, ясный ум, возможность заниматься любимым делом. И, конечно, то и дело мы думаем об увядании. С точки зрения биологии процесс старения – естественный ход вещей, поэтому животным, не имеющим самосознания и живущим по законам природы, страх состариться и умереть не знаком. В отличие от людей, которые, к сожалению или к счастью, полностью осознают себя, познают окружающий мир и замечают все происходящие в нем изменения.
Вряд ли найдется человек, который поспорит с тем, что детство и молодость – это лучшие периоды жизни. В эти годы мы полны сил и энергии, жадно усваиваем информацию, влюбляемся, решаемся на безумные поступки и живем на полную катушку. В зрелом возрасте многое из этого сохраняется, но вместе с опытом приходит мудрость и осознанность. Организм постепенно теряет энергию, и мы становимся не такими активными, но все еще способны активно работать, находить время для увлечений и радоваться жизни.
Но годы летят, и проблем со здоровьем становится все больше, а встреч с друзьями, интересных поездок и возможностей насыщенного досуга – все меньше. По крайней мере, мы привыкли так думать. В этом нас убеждают работодатели, в чьих объявлениях максимальный возраст кандидата – не выше 30-45 лет; об этом кричит реклама, где люди старше 50 уже выступают в роли чинных бабушек и дедушек на пенсии; в этом, в конце концов, убеждают нас наши собственные друзья и родственники, а еще морщины в зеркале и рождение внуков.
Но когда она на самом деле наступает – эта старость? В 60? А, может быть, в 90? Обязательно ли женщине, которая вышла на пенсию, надевать платок и садиться на лавочку у подъезда, становясь классической бабушкой? Правда ли, что мужчины стареют позднее женщин и почему в обществе сложился такой стереотип? И как сломать установки в собственной голове и позволить себе жить так, как нравится именно тебе, не заботясь о мнении окружающих и «страшных» цифрах в паспорте? На эту тему мы поговорили с психологами, рекрутерами и другими экспертами.
Одна из самых популярных и трогательных советских кинолент, где отлично раскрыта тема принятия возраста и проблемы, с которыми сталкивается человек, не готовый к выходу на пенсию, это фильм «Старики-разбойники». Смотрите комедию Эльдара Разянова в это воскресенье, 19 ноября, в 10:10 на телеканале «МИР».
Работа, где ты востребован и ценен как специалист, – одна из тех вещей, что держат человека «на плаву». Лишаясь возможности работать, многие люди начинают чувствовать себя ненужными, замыкаются в себе и считают, что впереди их ничего хорошего не ждет.
«Эйджизм существует, и игнорировать этот факт невозможно, – констатирует профориентатор, карьерный консультант Екатерина Гавриленко. – Людям старшего возраста сложно трудоустроиться, если они не редкие эксперты. Взрослые кандидаты чаще всего не получают предложений от работодателей или получают приглашения на вакансии со значительным понижением статуса».
К счастью, все в наших руках, и даже в «осеннюю» пору жизни не поздно найти работу по душе, а то и вовсе освоить новую профессию.
«Кто сказал, что человеку предпенсионного и пенсионного возраста нужно ходить на работу по графику и пытаться встроиться в корпоративную культуру (далеко не всегда дружественную)? Если выйти из среды, где мы проигрываем конкуренцию по возрасту, можно обнаружить разные интересные направления деятельности», – утверждает Екатерина Гавриленко. Если вы чувствуете, что вас скоро «попросят» с работы в связи с достижением пенсионного возраста или уже находитесь на пенсии, то вы можете:
«Работа как необходимость зарабатывания – угнетает и приближает старость, работа как реализация своих идей и мечтаний – помогает сохранить энергичность и не думать о цифрах в паспорте», – убеждена Екатерина Гавриленко.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом ГУУ Валерия Коновалова тем временем приводит немного статистики касательно сотрудников преклонного возраста на российском рынке труда.
«В нашей стране в настоящее время каждый третий уже достиг так называемого «серебряного возраста» (т.е. старше 50 лет), а доля людей старше трудоспособного возраста, по данным Росстата, составляет 25% (и увеличится к 2030 году до 28%), причем четверть из них, по данным ПФР, продолжает работать, – рассказывает Коновалова. – В этом году платформа онлайн-рекрутинга hh.ru совместно с маркетплейсом услуг YouDo.com провели опрос возрастных соискателей и сотрудников, а также работодателей, чтобы оценить доступность работы и подработки для людей 55+ в России.
По данным опроса, процент желающих продолжать работать или подрабатывать среди людей старше трудоспособного возраста еще выше: более 77% опрошенных имеют или хотят иметь дополнительные источники дохода помимо пенсии; из них 78% работают и подрабатывают как физические лица, 25% имеют статус самозанятых и 2% – статус ИП, причем некоторые совмещают предпринимательскую деятельность в качестве ИП или самозанятого с основной работой; постоянную работу имеют 17% опрошенных пожилых людей».
По данным hh.ru, свыше 60% предпенсионеров (мужчины 45-60 лет и женщины 45-55 лет) ищут работу от месяца и дольше. «Пенсионерам еще труднее – здесь уже 80% испытывают серьезные сложности с трудоустройством, – отмечает экономист. – Среди проблем в поиске работы или подработки респонденты отмечают предвзятое отношение к работникам старшего возраста (наиболее распространенная причина), высокую конкуренцию, дефицит подходящих вакансий, недостаточный уровень оплаты и неактуальные навыки».
Также был проведен опрос среди работодателей. Он показал следующее: 55% работодателей рассматривают резюме кандидатов пенсионного возраста в числе прочих; 29% сообщили, что принципиально не рассматривают кандидатов пенсионного возраста; 16% заявили, что пенсионеры не откликаются на их вакансии. При этом тех, кто готов не просто рассматривать резюме соискателей старшего возраста, но и принимает их на работу, несколько меньше – 38%.
Среди главных преимуществ возрастных сотрудников перед более молодыми работодатели выделяют следующие:
По статистике, чаще всего пожилым людям удается сохранить работу в образовании, здравоохранении, науке, ВПК и других секторах экономики с преобладающей ролью государства и относительно низкой оплатой труда. Продолжать работу в частных компаниях удается лишь немногим.
Согласно результатам опроса SuperJob среди рекрутеров, людям старшего возраста отказывают по следующим причинам:
Некоторые из этих высказываний основаны как на реальном опыте найма «возрастных» сотрудников, так и на стереотипах и предубеждениях, отмечает Валерия Коновалова: «В итоге основные тенденции занятости пожилых работников в России следующие: с одной стороны, концентрация в отраслях государственного сектора (где при относительно низкой зарплате выполняется трудовое законодательство и соблюдаются социальные гарантии), а с другой – перемещение в зону неформальной занятости (где, помимо низкой зарплаты, других форм компенсации обычно не предоставляется).
Проявление эйджизма в сфере трудоустройства не только ограничивает права кандидатов и сотрудников, которым приходится соглашаться на менее выгодные условия, включая низкую зарплату, но и приводит к определенным потерям для компаний, отмечает Коновалова. «Исследования показывают, что компании, которые нанимают сотрудников из разных социальных, гендерных и возрастных групп, добиваются лучших финансовых результатов, – говорит она. – Отношение к возрастным сотрудникам ощутимо зависит от сферы деятельности».
По данным опроса hh.ru и YouDo.com, услуги персонала пожилого возраста востребованы в таких сферах, как:
«Компании готовы брать возрастных кандидатов на вакансии квалифицированных рабочих и сотрудников сферы сбыта, инженерно-технические специальности, водителей и бухгалтеров. Эйджизма практически не существует для сотрудников рабочих специальностей (проблема престижности рабочих профессий), поэтому шансов, что сотрудники в возрасте будут трудоустроены на производствах и в промышленности, больше. А, например, в сфере финансов и кредитования, IT, в сфере услуг эйджизм очень развит.
По острожным оценкам экспертов, за последние годы ситуация с возрастными сотрудниками начала меняться: эйджизм все еще распространен, но дефицит работников с достаточным опытом на рынке труда нередко приводит к тому, что у работодателей не остается выбора, и они присматриваются к более возрастным кандидатам. В связи с этим, согласно ожиданиям исследователей, эйджизм в российских компаниях будет постепенно сглаживаться: трудоспособный возраст растет и на фоне пенсионной реформы, и вследствие увеличения продолжительности жизни, поэтому рынок труда должен будет найти подходы по плавной интеграции пожилых людей в трудовые процессы», – обнадеживает Валерия Коновалова.
Итак, мы рассмотрели проблему отношения к старению с точки зрения работы и трудоустройства. Но обратимся к более глубинным процессам, а именно – попытаемся выяснить, откуда растут корни наших стереотипов о возрасте.
«Отношение к возрасту на протяжении всей жизни человека остается неоднозначным. Одни старательно пытаются не замечать цифры в паспорте, другие излишне придают значение прожитым годам, – говорит психолог, гештальт-терапевт Елена Масолова. – Если говорить о людях после 50, то в наших головах срабатывает много стереотипов относительно того, как должен жить человек в этом возрасте. И очень часто мы слышим, что «по паспорту мне 50, а в душе 17».
Здесь мы подходим к такому понятию, как психологический возраст. Как правило, он не совпадает с реальным, и часто это становится источником внутренних противоречий. «Под психологическим возрастом принято понимать способность человека осознавать свое «Я» в окружающем мире. Это такое субъективное ощущение, сколько нам лет, в соответствии с которым мы и выстраиваем свою жизнь. Если мы искренне верим, что мы чувствуем себя на 10-20 лет моложе своего реального возраста, то и наши интересы будут соответствовать именно той возрастной категории, к которой мы себя причисляем. Иногда это выглядит очень естественно, а иногда комично», – говорит психолог.
Как отмечает психолог, психоаналитик Полина Ермолова, психологический возраст человека неразрывно связан с его планами на жизнь. «Если у человека в 70 полно творческих планов, он может быть психологически моложе 45-летнего человека, который считает, что у него «все уже было». Это не просто умственная самонастройка – необходимы соответствующие действия».
По мнению Елены Масоловой, человеку, который перешагнул порог 50 лет, очень важно четко осознавать и принимать свой реальный возраст: «Потому что если человек в 50+ не хочет осознавать свой возраст, настаивает на том, что он в душе молод, то он может пропустить реальные проблемы со здоровьем, которые объективно могут возникнуть по физиологическим законам. Но существует и противоположная история – например, когда женщина входит в менопаузу или у нее появляется первый внук, и даже в 40 лет она психологически начинает себя воспринимать бабушкой и вести себя соответственно».
Одна из причин, по которым человек может психологически «прибавлять» себе годы, заключается в попытке уйти от ответственности, считает Масолова. «Если ты взрослый человек, а в душе все еще молод, то тогда можно не принимать решение относительно изменений в собственной жизни, например, более внимательно относиться к своему здоровью. Похожая история происходит и тогда, когда женщина очень быстро хочет превратиться в бабушку, ведь бабушке многое может сходить с рук, потому что она старенькая, бабушке уже не нужны отношения, которые нужно выстраивать с партнером, который есть, или заводить новые отношения».
Конечно, стоит принимать во внимание и то, в какую эпоху мы живем. Очевидно, что в Средние века женщина 30 лет считалась практически старухой, а сегодня и в 50 у многих жизнь только начинается. «Еще недавно женщина за 40 была уже, в общем-то, не молода, а сейчас даже родить после 50 – уже нормально, – отмечает психолог. – Мы наблюдаем тенденцию, что реально жизнь после сорока только начинается: многие меняют профессию, начинают искать свои интересы, позиционируют себя активными представителями жизни. На это есть все возможности – и медикаментозные, и психологические. Поэтому если человек осознан, то возраст для него не помеха, он может заботиться о своем физическом и ментальном здоровье, сохраняя способность к активной жизни. Именно осознанное желание помогает человеку не превратиться в старика, которого уже мало что интересует в этой жизни».
Очень важно как можно дольше сохранять не только физическую, но и умственную активность, ведь это доказанный факт: люди, которые занимаются интеллектуальным трудом до глубокой старости, гораздо реже подвержены деменции.
«Если говорить о нашем мозге, то это единственные клетки в нашем организме, которые не стареют, если их постоянно нагружать, – говорит Елена Масолова. – Поэтому любая интеллектуальная работа, будь то изучение нового языка или даже элементарное отгадывание кроссвордов, приводит к живости ума и уводит от деменции».
Проработать проблему непринятия своего возраста можно как с психологом, так и самостоятельно. «Если вы замечаете, что всеми силами бежите от понимания, сколько вам лет, то первым делом сядьте и пропишите для себя, что конкретно вас пугает, – советует Елена Масолова. – Часто это всего лишь надуманные страхи, и, как только вы их увидите, они перестанут на вас влиять. Если же окажется, что на самом деле вы боитесь смерти или остаться в одиночестве и вам невыносимо об этом думать, то необходимо будет обратиться к специалисту».
Чем старше человек, тем выгоднее ему продолжать активную деятельность – это влияет на состояние его здоровья и продолжительность жизни, подтверждает психолог Полина Ермолова. «К сожалению, люди не всегда понимают связь энергичности с их деятельностью. Дело в том, что энергия человека не берется откуда-то из воздуха – ее вырабатывает мозг в зависимости от того, какие цели ставит человек и насколько он успешен в достижении текущих задач.
Даже если нет необходимости работать (например, уже заработано достаточно или дети обеспечивают все потребности), активная деятельность нужна, чтобы поддерживать высокий уровень энергии и оставаться здоровым. Для того чтобы оставаться «на плаву» в профессии, необходимо изучать много нового, а значит, непрерывно развиваться. Когда человек развивается, его мозг считает необходимым поддерживать физическое тело на должном уровне».
В заключении мы хотели бы поделиться с читателями личной историей одной героини. Это Ирина Хацько – специалист по нетворкингу и самопрезентации. В профессии она всего три года, но уже успела добиться многого и не собирается останавливаться.
«Мне 51 год, и фактически только год назад я наконец поняла, «кем хочу стать, когда вырасту». Я кандидат филологических наук, 30 лет замужем и долгое время посвящала себя заботе о родителях и собственных детях. Но моя жизнь стала гораздо насыщеннее и интереснее, когда я стала заниматься продвижением экспертов сначала через соцсети с помощью СММ и таргетированной рекламы, а потом через живые встречи – нетворкинг. Во-первых, меня стало окружать гораздо больше молодых, проактивных, мотивированных людей, и мне не хотелось от них отстать. Во-вторых, благодаря разным новым знакомствам я сбросила 15 килограмм лишнего веса, стала проходить больше 12 000 шагов в день, ходить зимой босиком по снегу, а все остальное время – на аквааэробику, и чувствовать себя при этом гораздо сильнее, крепче и моложе, чем раньше», – признается Ирина.
В 2023 году она приняла участие в Баттле спикеров от Ассоциации спикеров СНГ, тема которого звучала как: «Неопределенность как возможность: где и как искать попутные ветры». «Моя наставник на баттле порекомендовала раскрыть эту тему как раз с точки зрения возраста и того, что в 50 лет жизнь может только начаться, если правильно к этому подойти, – делится Ирина. – И я прошла в полуфинал, поделившись тем, как в 50 лет впервые стала фотомоделью – к тому же для бренда купальников.
Для многих участников и членов жюри оказалось важным услышать, что 50 – это не вершина жизни, с которой все мы потом скатываемся только вниз, как с горки, а вершина, с которой видны другие вершины, на которые хочется подняться. Особенно если раньше этого по разным причинам не успел.
Самое интересное, что вокруг меня теперь очень много тридцатилетних людей, которые воспринимают меня как близкого к ним по возрасту человека и очень удивляются, увидев дату рождения».
Ирина уверена: больше всего на то, как быстро человек начинает стареть, влияют его собственные мысли. «Дело в том, что я застала еще свою прапрабабушку, которой было 106 лет, когда она умерла, причем последние 30 прабабушка ничего не видела. Я думала, что в нашей семье такая отличная генетика и теперь все женщины в роду будут жить долго и счастливо. Но, к сожалению, моя собственная мама как раз очень быстро перешла в пенсионерку в платочке. И по разным причинам ее не стало уже в 71. В то же время у меня перед глазами много примеров активных, уверенных в себе женщин 60+, которые состоялись в какой-то одной области и кардинально сменили деятельность уже после 40 или 50 лет. Всех их объединяет интерес к жизни, забота о своем здоровье, правильное питание и постоянная физическая активность.
А самое главное – мотивирующее и поддерживающее окружение не только близких, но и новых знакомых. Ведь тогда мозгу приходится постоянно выстраивать новые нейронные связи взамен старых привычных, а значит, все ресурсы организма идут не на доживание, а на продление жизни. Уверена, если удастся найти для себя мотивацию к жизни, то старость возможно отодвинуть, и довольно ощутимо», – заключила Ирина.