За несколько месяцев реализации программы «Недвижимость за рубль» малый и средний бизнес смог практически бесплатно арендовать более ста объектов в Подмосковье. Кто и на каких условиях может стать участником программы, телеканалу «МИР 24» рассказал кандидат юридических наук Александр Зорин.
Подмосковная программа «Недвижимость за рубль» действует чуть больше четырех месяцев. Насколько это привлекательное и интересное предложение?
- Данный эксперимент проходит в Московской области в продолжение программы «Земля за один рубль». На земельных участках могут оставаться заброшенные или разваленные здания и помещения, и логично предоставить за небольшую сумму эти помещения в аренду. Но отмечу, что один рубль по программе – это один рубль за один квадратный метр в год. Тут немножко другая формула, но оплата тоже выходит небольшая. Даже если площадь помещения тысяча метров, платить за него тысячу рублей в год – небольшая сумма для предпринимателя.
По данным правительства Московской области, объем уже заявленных инвестиций на площадках, которые сданы по этой формуле, составляет около 650 млн рублей. Но старые объекты очень разные, для чего их обычно используют?
- В моей практике были дела, связанные с разделом государственной и муниципальной собственности после 1993 года. Такие объекты, как старые колхозы, совхозы, банкротились, воинские части закрывались. Но это большие капитальные строения из бетона, из кирпича, это и коровники, и бараки, и оросительные сооружения. Осталось очень много такого, что можно сейчас реанимировать в коммерческой деятельности, на чем развивать фермерское хозяйство. Оставались склады, автомобильные базы, где можно было ремонтировать технику. Но таким капитальным строениям, которые ветшали, приходили в негодность, можно найти коммерческое применение.
Но они требуют некоторых капиталовложений для того, чтобы продолжить в них какую-то деятельность. Условия, на которых выделяются те или иные объекты недвижимости, понятны, а каким требованиям должен соответствовать участник, чтобы получить эту недвижимость?
- Участник должен зарабатывать, его обеспечение должно быть до двух миллиардов, в его штате должно находиться до 200 человек, то есть программа ограничивается субъектами малого и среднего предпринимательства. Он не должен иметь долгов, проблем с налоговой инспекцией, не должен находиться в состоянии банкротства, в отношении этого юрлица не должны осуществляться принудительные меры взыскания службой судебных приставов. То есть добросовестный предприниматель от среднего и выше среднего, подходящий под планку начального крупного бизнеса, фактически может претендовать на эту недвижимость. Он должен капитально вложиться в объект: либо за полтора года произвести капитальный ремонт, либо за три года – реконструкцию этого здания.
Нужно ли собирать специальные документы для того, чтобы войти в эту программу? Большинство предпринимателей уже перешли на электронный документооборот, они все состоят в реестре, их деятельность прозрачная?
- Особых документов не требуется. Это стандартный пакет: устав предприятия, налоговая документация, а основные сведения доступны в общих реестрах. Поэтому для предпринимателя это не составит особого труда: каких-то специальных изысканий, экспертиз, исследований проводиться не должно. Наоборот, условия очень облегчены. Удобно и выбрать объект недвижимости: все переведено в интерактивный режим, можно посмотреть на специальной инвестиционной карте.
Когда эксперты говорят о преимуществах этой программы, отмечают комплексный сервис. Интерактивность – это одна из деталей этого комплексного сервиса?
- Я бы сказал, это одна из его главных деталей. Я сам смотрел сегодня интерактивную инвестиционную карту Московской области. Она сделана как дорогостоящая интернет-площадка, которой пользуется все население. Выбирается место и фильтры, по которым можно подобрать район и сам объект недвижимости на карте. Отмечена даже зона покрытия сотовой связью, можно посмотреть, работает ли там сотовый телефон, интернет и так далее. Заполнить заявку можно на этом же сайте, не выходя из офиса. Комплексный подход реализован тут достаточно хорошо, и показывает развитие цифровых сервисов в нашей стране. Подмосковье в этих экспериментах – пионер цифровизации.
При таком подходе сроки оформления супер льготной аренды должны быть совсем небольшими?
- Срок рассмотрения такой заявки составляет десять дней. Конечно, это не получение кредита в мобильном банке за несколько часов, все-таки государственный институт должен проверить документы. Но десять дней – это достаточно быстрый срок.
Все действительно быстро: комплексные услуги, быстрое оформление и рассмотрение. Но, с другой стороны, должен быть и контроль. Кто и как контролирует деятельность арендатора, перед кем он отчитывается?
- Главный контролер в нашей стране – это Генеральная прокуратура РФ, куда могут обратиться государственные органы, министерство, ответственное за выдачу и заключение льготных договоров. В рамках исполнения договора оно выступает как сторона от имени правительства Московской области и будет осуществлять контроль за исполнением этого договора, в том числе визуальный контроль. Может, видеокамеры будут закреплены, как это делается на больших стройках, и можно будет в режиме реального времени наблюдать за их ходом. Также ведомство будет направлять соответствующие предписания, если что-то не будет соблюдаться по договору. Недобросовестность его исполнения может явиться основанием для расторжения такого договора, но, если у предпринимателя дело ладится, то никаких вопросов к нему быть не должно. Пусть бизнес развивается, пользуется этой мерой государственной поддержки. В этой программе мы видим налицо государственно-частное партнерство, и это только на руку субъекту и самим предпринимателям.
Можно ли без проблем выйти из этой программы, если предприниматель вошел в эту программу, начал вкладываться, а бизнес у него не пошел?
- Предпринимательская деятельность всегда основана на риске, это закреплено в Гражданском кодексе. Бывает, бизнес не получается, он может разориться. Без проблем, конечно же, не выйти, потому что были сделаны вложения, предприниматель понесет убытки. Но в каждом договоре всегда есть возможность расторжения по соглашению сторон либо принудительно, либо возможность изменить условия договора. Более того, сейчас внесены поправки в гражданское законодательство, и суду предоставлено право изменять условия договора.
Но рискует тут больше всего государство, потому что оно предоставляет эту льготу, а могло бы предоставить ее кому-то другому, но риск – это дело благородное. Лучше попробовать рискнуть помочь, может быть, использовать другие программы, реструктуризацию, кредит, чем объекты никому не будут предоставлены, будут стоять и разрушаться. У бизнеса много возможностей получения финансирования, многое зависит от бизнес-плана, его тоже надо предоставлять в качестве одного из документов для участия в программе, чтобы уже на этапе рассмотрения заявки было понятно, что это не мыльный пузырь, а перспективный бизнес.
Подробнее в сюжете: Гости эфира