Израильские военные, согласно договору о перемирии, доставляют заключенных в города на Западном берегу реки Иордан. Это второй эксклав Палестинской национальной администрации. Специальный корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов знает, почему на Ближнем Востоке есть две такие разные Палестины.
Западный берег реки Иордан – население чуть больше двух с половиной миллионов человек. Живут не хуже и не лучше остальных народов Ближнего Востока. Их главный торговый партнер, по данным МВФ, – Израиль. Две трети импорта оттуда. А еще у них 10 университетов, свое производство, промышленность и не только.
«Там всегда был свой бизнес, там, кстати, очень развитое сельское хозяйство. Более того, в свое время Израиль пытался продукцию, произведенную на Западном берегу, соответственно, более дешевую для него, даже выдавать за свою», –сказала руководитель Центра ближневосточных исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Ирина Звягельская.
А это «вторая Палестина» – сектор Газа. Крохотная территория, в 16 раз меньше Западного берега. Два миллиона их жителей с начала нулевых живут гораздо хуже.
«Жизнь на Западном берегу реки Иордан сильно отличается от нашей жизни в секторе Газа. Там доходы намного выше, чем у нас. У нас огромная безработица, 95% выпускников вузов сидят без дела», – поделился житель сектора Газа Юссеф Диб.
Средняя дневная зарплата в Газе почти в два раза меньше, чем на Западном берегу. По данным МВФ, больше половины людей здесь живет за чертой бедности. Все дело в многолетней блокаде со стороны Израиля. 80 лет назад все задумывалось совсем по-другому.
«Еврейские израильтяне имели не больше 20% земли, а палестинцы имели 80%. Но в течение 48-го года израильтяне выгнали 70% палестинцев», – сказал генеральный секретарь Палестинской национальной инициативы Мустафа Баргути.
Самое массовое движение против израильской оккупации в 50-х получило название «Организация освобождения Палестины». Ее боевое крыло назвали ФАТХ, буквальный перевод «прорыв обороны». У руля организации – Ясир Арафат.
«Сегодня я пришел к вам с оливковой ветвью в одной руке и оружием борца за свободу в другой. Повторяю: не дайте оливковой ветви выпасть из моей руки!» – заявил он, выступая на генассамблее ООН в 1974 году.
В 90-х Арафат задумался о мире. В Вашингтоне под эгидой Норвегии подписали пакет мирных соглашений. В обмен на мир Западный берег Иордана делят на три зоны: A, B и C. Первая уходит под полный контроль Палестинской национальной администрации, там город Вифлеем – место рождения Христа. С древнего библейского Иерихона и города Калькилии, Сальфита евреи впервые со времен шестидневной войны сняли оккупацию. Священный город самаритян Наблус, две трети территории Хеврона под контролем Палестинской администрации в столице Рамалле. Вторая зона B – к ней относится четверть всего Западного берега. Палестинцы имеют тут лишь гражданское управление, военный контроль принадлежит Израилю. Самая большая территория – это зона C – это почти 60%, там вся власть принадлежит евреям: и гражданская, и военная. Ее в Совете безопасности ООН называют зоной стопроцентной оккупации.
«Западный берег разделен на 224 гетто. Не разрешают свободные движения между одним местом и другим. Кроме этого, были нападения со стороны израильской армии», – сказал Мустафа Баргути.
Тогда оружие в руки берет другая группировка – движение ХАМАС, созданное на базе запрещенных в России «Братьев-мусульман». Они и ряд других террористических группировок продолжили борьбу против Израиля, но не только против него, но и преемника Ясира Арафата Махмуда Аббаса. В 2005-м громкое покушение: боевики обстреляли его резиденцию. Он до сих пор и президент национальной палестинской автономии и лидер партии ФАТХ.
«ХАМАС был создан израильскими спецслужбами, это не секрет, с целью уничтожения влияния ФАТХ. Израильтяне считали, что они купили ХАМАС. И это была основная ошибка», – отметил директор Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН Виталий Данилов.
В 2006-м году партия ХАМАС выиграла выборы в Палестинский законодательный совет.
«ФАТХ оказался вытеснен полностью из сектора Газа, ушел на Западный берег, и Газа полностью перешла под контроль ХАМАС», – рассказала руководитель Центра ближневосточных исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Ирина Звягельская.
С 2007-го года Израиль держит Газу в изоляции. Доходы населения там в четыре ниже, чем на Западном берегу. Работать негде.
«Сектор Газа, в отличие от Западного берега реки Иордан, имел и имеет всегда очень высокий потенциал морской экономики. Там традиционно всегда морская промышленность, я имею в виду рыболовство, консервы, пресервы и так далее, всегда была развита до тех пор, пока израильтяне не стали ограничивать вылов рыб там», – сказал арабист, ст. преподаватель Школы востоковедения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Андрей Зелтынь.
Спасает БАПОР, ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организация работ. Многие в Палестине только этим и живут.
«Меня спасают продуктовые карточки от агентства ООН. Лишь это помогает держаться. Без них как жить? Как я получу хлеб? Как другие люди будут питаться? Мои дети не работают, муж крутится как может. Без этих талонов люди будут просить милостыню и никто не найдет еды!» – сказала жительница Рамаллы Ола аль-Гурани.
Ну а теперь и на Западном берегу реки Иордан тревожно. Многие местные ездили на землю обетованную на заработки. Теперь не гражданам Израиля проход через КПП закрыт. Да и от палестинской столицы Рамаллы до Газы по прямой – меньше 100 километров, но для местных жителей это теперь самая длинная дорога на свете.
«Я не могу ехать через Израиль. Такая поездка всего два часа. В течение двух часов я могу быть в Газе. Но они нам не разрешают ехать в Газа таким образом. Так что я должен ехать в Иорданию, потом взять самолет в Египет и потом через Синай ехать в Газа. Это два дня вместе двух часов», – отметил Мустафа Баргути.
На Западном берегу реки Иордан многие опасаются вторжения по сценарию сектора Газа. В этом случае рассчитывать на полную мировую поддержку будет затруднительно. Треть стран членов ООН отказались признавать Палестину государством. Среди них США, Британия, Япония и большинство стран Европы. Палестина до сих пор не член ООН. Там нет даже такого атрибута государства, как валюты. В ходу израильский шекель и американский доллар, которые, как показывает история, все здесь и решают.
Подробнее в сюжете: История