Модельеры из восьми стран СНГ собрались в городе на Неве на форуме «Содружество моды». Каждый привез коллекцию одежды, а некоторые – даже не одну. Ограничение от организаторов только по количеству образов – не больше 15. А дальше все зависит от фантазии кутюрье.
Дизайнер из Таджикистана – Вайс Асоев – в показах новичок. Еще три года назад он проектировал дома для центра Душанбе. По первому образованию модельер – архитектор. Сейчас все творческие навыки применяет в создании одежды.
Например, в коллекции есть плащ, на котором Вайс акриловыми красками изобразил, чем живут женщины Таджикистана.
«Вот эта девушка вышивает, вот эта – вяжет, здесь играет на национальном инструменте, танцует обязательно, люльку качает», – перечисляет Вайс Асоев.
Дизайнер в своих коллекциях ориентируется на национальные узоры. Использует их почти в каждом наряде. Сначала сам прорисовывает орнамент, а потом расшивает вручную бусинами. Или отдает мастерицам, чтобы те вышивали традиционным таджикским стилем – чакан.
«Это жакет примерно полтора-два месяца вышивали, – рассказывает Вайс Асоев. – И над ним восемь мастериц трудились. Если бы одна сидела и вышивала, то около шести месяцев бы ушло».
Для каждого локального бренда форум «Содружество моды» – это возможность выйти на международный рынок. Дизайнеры стараются, чтобы потенциальные спонсоры отметили именно их.
Петербургский модельер Татьяна Затравина уже вышла за пределы города. Ее одежда продается в Москве, Сочи, Новосибирске. Теперь дизайнер хочет покорить Азербайджан, Узбекистан и Казахстан. Для показов на форуме подготовила коллекцию на следующее лето.
Особенность образов Татьяны в жаккардовых узорах, а еще в способе производства одежды. Почти все вещи, даже летние, не сшиты, а связаны.
«Очень многие удивляются вот этим прекрасным полупрозрачным тончайшим изделиям, – говорит Татьяна Затравина. – Это тоже связано на вязальных машинах».
На предприятии Татьяны таких аппаратов порядка 20. Чтобы поставить вязание на поток, понадобились не столько рукодельницы, сколько программисты.
«Здесь столько этапов! – объясняет Татьяна. – И при разработке, и при вязании: стирка, глажка, ручные работы – огромное количество. И этот процесс более емкий и более дорогостоящий, нежели просто взять и сшить изделие».
То, что модная индустрия способна объединять, на форуме повторяли не раз. Через вещи с национальным колоритом, например, можно изучать культуру других стран.
Дизайнер из Туркменистана Сельби Султанова попыталась адаптировать свою коллекцию для петербургских женщин. Модельер, как и ее коллега из Таджикистана, ориентируется на национальную вышивку. Она вплетает исторические орнаменты в современные образы. Например, в вечерние платья, джинсовые сарафаны и костюмы, деним для которых производят на родине кутюрье.
«Наши бабушки вдохновились флорой нашей пустыни – Каракумов, – рассказывает Сельби историю вышивки. – И создали в своей повседневности украшение для одежды. Также это широко используется для курты – это национальный свадебный наряд невест».
Елена Погирницкая – из Беларуси. Уже шесть лет создает коллекции в стиле барокко XVII века. За основу взяла период правления князей Радзивиллов.
«Этот сарафан, как доспехи рыцарей тех времен, – показывает одежду Елена. – Красный цвет – это кровные узы, связь с историей, кровь наших предков, которая течет у нас под кожей. Поэтому слоган на подкладке – это а-ля под кожей».
Елена работает с медийными персонами, чтобы те во время гастролей или путешествий уже одними образами рассказывали о Беларуси.
Дизайнеры из Дагестана через одежду транслируют традиции. Одно из платьев для показа украсили дощечками, на которых в течение нескольких месяцев выжигали национальные узоры.
В качестве теплой одежды представили женские варианты бурок. Мужские весят до 10 килограммов. Для прекрасного пола сделали намного легче. Использовали не настоящие мех и кожу, а искусственные материалы.
Кроме фэшн-трендов представители стран Содружества – а это бизнесмены, эксперты, баеры, дизайнеры – говорили о развитии легкой промышленности в государствах-участниках СНГ. Вопросы логистики, таможенного регулирования, поддержки молодых дизайнеров, недостаток портних и закройщиц.
«Мы должны использовать, мне кажется, сильные стороны друг друга, – рассказала председатель белорусского концерна легкой промышленности Татьяна Лугина, – и консолидировано формировать эту модную индустрию развития легкой промышленности наших стран единым даже каким-то стратегическим документом. Почему бы и нет. Тогда мы выстоим. Тогда мы увеличим долю отечественных товаров».
Чтобы эффективнее решать проблемы отрасли, на форуме участники договорились создать рабочую группу. В нее войдут эксперты легкой промышленности всех стран Содружества.