Государственная дума рассмотрела в первом чтении законопроект об ужесточении ответственности за нарушения при проверках газового оборудования в жилых помещениях. Помимо прочего, его авторы предлагают значительно увеличить штрафы для жильцов, которые отказываются впускать сотрудников газовых компаний к себе домой для проверки. Насколько действенной может быть эта мера, поможет ли она сократить число аварий, телеканал «МИР 24» спросил руководителя бюро расследований Народного фронта Валерия Алексеева.
Инициативу о повышении газовой безопасности обсуждают еще с лета. За это время было несколько резонансных случаев, когда газ взрывался в квартирах с большими разрушениями и даже с погибшими. Насколько необходим такой закон именно сейчас?
– Он, безусловно, необходим, потому что мы видим, что предыдущие меры не работают. Закон не только ужесточает ответственность за недопуск сотрудников газовой компании к проверке оборудования. Есть еще целый ряд пунктов, направленных, в том числе, на корректировку работы самих компаний, которые проверяют оборудование, обслуживают газовое хозяйство. Потому что иногда значительная часть проблемы не только в жильцах, которые не пускают контролеров, но и в вентиляции, которая может не работать, в некомпетентности сотрудников, которые приходят с проверкой.
Он пришел, проверил, как мог, а потом произошла авария. Хороший газовщик на вес золота, у него должно быть нормальное, цифровое оборудование, а не только мыло, чтобы протереть соединение, не пузырится – значит, все хорошо, ушел. Должна быть проверка вентиляционных шахт. Это уже вопросы к юридическим лицам, а не к гражданам. Много аварий связано с вентиляцией, с незаконным переоборудованием квартир. Например, делали ремонт, и закрыли вентиляцию.
Или перенесли кухню?
– Или перенесли кухню, или что-то нелегально установили. Точек много, здесь важно понимать, что закон направлен на все из них сразу. Если для граждан ответственность повышается до 10 тысяч рублей, то для компаний – до полумиллиона по большинству составов нарушений. В комплексе это должно заработать, но в первую очередь, заработает для юридических лиц. Мы понимаем, что для пенсионеров, например, штраф в 10 тысяч рублей очень чувствительный. Недопуск, в основном, связан с тем, что контролеры приходят в неудобное время.
Как человек, у которого есть дома газовая плита, я могу сказать, что рейды проводятся исключительно в рабочее время. Приходит инспектор, а дома никого нет, потому что все на работе.
Да, они извещают: на подъезде появляется объявление, что в определенный день, с 10 до 17, будут проверять газовое оборудование.
– Это одна из проблем. Следующий этап, к которому мы должны прийти, – это согласование конкретного часа и дня.
Гораздо более важно то, что мера, которая принимается, не будет сильно воздействовать на людей, которые делают перепланировки, самовольно подключают оборудование, потому что штраф в 5-10 тысяч рублей их не остановит. Да еще и замучаешься изымать эти деньги.
Если он делает ремонт, условно говоря, за 10 миллионов рублей?
– Если человек нанял компанию, у которой нет лицензии, и работает не специализированный персонал, а свои рабочие, которые сделали, например, воду, и они же сделали газ. Простой тест каждый может сделать сам: приложить к своей вентиляционной шахте лист бумаги. Если он будет держаться, значит, вытяжка есть. Я уверяю, что многие с удивлением поймут, что находятся не совсем в безопасном состоянии. Но состояние вентиляционной шахты, если там что-то переоборудовано, это уже ответственность жильца. В этом плане надо будет смотреть на правоприменение, заработают ли все меры в комплексе.
Компания, которая в нашем доме занимается газовым оборудованием, размещает извещение о проверке, где написан телефон, по которому можно согласовать время и дату визита. Сами газовые компании сообщают, что ходит много людей, которые представляются газовыми службами, говорят, что с оборудованием все плохо, предлагают срочно поставить газовую сигнализацию, при этом продают индикатор ценой тысяча рублей за 15-20 тысяч, и люди покупают. Они доверяют человеку, который представился специалистом. В этом смысле есть предложение проводить видеофиксацию того, как проводится проверка, обследование, какие ремонтные работы ведутся. Как относитесь к этому предложению?
– Видеофиксация от мошенников не спасет.
А если я начну снимать его на телефон, я же зафиксирую, кто ко мне придет?
Вы правильно обратили внимание на телефон, который указывается в объявлении. Чтобы защититься от мошенников, жилец должен знать номер своей управляющей компании, где можно уточнить информацию о том, должна ли в этот день прийти служба, чье объявление висит. Тем самым можно спасти и других жильцов. Самый простой способ – не доверять сразу же информации, а перепроверить ее одним звонком. Это является гораздо большей гарантией, чем куча липовых удостоверений и спецодежда, на которой написано «Гортрансгазмаш» или что-то подобное, все это можно легко подделать. Но с собственной перепроверкой информации они ничего не могут сделать.
Возвращаясь к закону об ужесточении наказания. Его критики говорят, что он не повлияет на безопасность, потому что, как показывает статистика, большинство ЧП с газом происходит по небрежности жильцов.
– Повлияет с точки зрения ответственности юридических лиц, которые должны управлять этим хозяйством. Чтобы это повлияло на жильцов, штраф должен быть гораздо больше. Но тогда возникнет серьезная социальная несправедливость: людей с высоким доходом штрафы не останавливают, а людей с низким доходом они фактически ставят на грань выживания. Здесь есть определенный тупик, поэтому направленность этого закона, в первую очередь, идет на построение более четкой работы тех организаций, которые взаимодействуют с людьми.
Получается, что этот законопроект – лишь один элемент системы, работа которой должна свести к минимуму количество аварий?
– Это первый значительный шаг за последнее время. Раньше за этим хозяйством следил Гостехнадзор, а организациям, которые занимались газовым хозяйством, нужно было просто пройти обучение. Раньше за хозяйством следили гораздо строже, вплоть до того, что газовое баллонное оборудование индивидуально маркировалось, и сейчас к этой теме мы постепенно возвращаемся. Я надеюсь, что это начнет работать, и мы в течение года увидим, как изменяется статистика нарушений и ЧП, какова правоприменительная практика, где и кому выписываются полумиллионные штрафы. На основании этого будет настраиваться газовое хозяйство.
Подробнее в сюжете: Гости эфира