Владимир Путин посетил с рабочими визитами Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию. Это первая за четыре года подобная поездка президента России. Ее итоги на телеканале «МИР 24» прокомментировал политолог Дмитрий Бабич.
За один день Владимир Путин встретился сразу с двумя крупнейшими игроками на Ближнем Востоке. Визит в Абу-Даби был согласован заранее, но поездка с Эр-Рияд, по дипломатическим меркам, была просто накануне. Насколько важным, на ваш взгляд, было включить Саудовскую Аравию в график визита?
Я вчера смотрел это видео – по-настоящему королевский прием. Есть экспертное мнение, что союз России и стран-лидеров арабского мира может стать той силой, которая в нынешней ситуации сможет урегулировать палестино-израильский конфликт?
- Я бы не шел так далеко, потому что Арабо-израильский конфликт – это такая квадратура круга, которую светлейшим умам человечества не удавалось решить ни в XX, ни в начале XXI века. У России сейчас налаживаются очень хорошие отношения с исламским миром. Россия тогда сможет экспортировать на те же самые рынки нефть и газ, вкладывая их в азербайджанские и турецкие трубы. Это, наконец, избавит нас от головной боли: когда мы строили трубопровод через Беларусь в Польшу, сколько они говорили, что это портит экологию, с кем-то не согласовано и так далее. Или построили трубопровод в Германию по дну моря, а они его так и не запустили по бюрократическим причинам. С исламским миром этих проблем нет. Там нет такого лицемерия, за которым скрывается неприязнь. Там есть деловой подход, совершенно понятный России. Мы ни от кого не хотим подарков, подачек. Мы сами себе заработаем, мы богатая страна, только не мешайте, не нарушайте законов и прекратите действовать в ущерб себе и нам.
Вырисовывается стратегическое партнерство с дальним прицелом?
- Индия в экономическом смысле нас поддерживает, покупая нашу сырую нефть, но ведет себя достаточно жестко, свою выгоду не упускает. Китай ведет себя получше, но это прагматичная страна, и экономика там потяжелее нашей, поэтому мы относимся к этому трезво. Исламские страны нас поддерживают: через Турцию мы много экспортируем, через Арабские Эмираты много импортируем и даже можем поддерживать научные связи, в ОАЭ есть филиалы практически всех западных вузов. Со стороны стран арабского востока мы видим настоящую симпатию, уважение, встречаем не только деловой подход, но и идеологическое, человеческое понимание.
Если говорить о союзах и взаимодействии, то в будущем году и ОАЭ, и Саудовская Аравия становятся полноправными членами БРИКС, где будет председательствовать Россия?
- Это очень важный момент. При этом я напомню, что членами БРИКС становится и Эфиопия, очень важная для нас православная страна. В Латинской Америке Аргентина отказалась, но есть другие серьезные кандидаты на вступление. Еще вступают очень важные страны, в том числе Египет, наш столетний друг и страна, которая к нам относится с большой благодарностью и симпатией.
Президент Ирана прилетел в Москву на следующий день после того, как российский президент побывал на Ближнем Востоке. Эти встречи, наверное, нельзя расценивать отдельно друг от друга?
- Даже немецкое издание Die Welt, неприязненно относящееся к России, признает, что идет диалог о Газе, по ближневосточному конфликту, и этот визит иранского президента Эбрахима Раиси – продолжение того разговора, который Владимир Путин вел в Саудовской Аравии и ОАЭ. До последнего времени между Саудовской Аравией и Ираном был конфликт. Он не выливался в открытую форму, но многие опасались даже войны между ними. Этот конфликт формально урегулирован благодаря Китаю, но очевидно, что такой длинный разговор не возможен между Саудовским королем и Иранским президентом. Через Владимира Путина же им говорить можно, ему можно доверять – это очевидно по поведению всех ближневосточных лидеров, с которыми он встречался в последние дни.
Подробнее в сюжете: Гости эфира