Культура казахского народа очень богата и интересна. Особенно ярко она выражается в национальной одежде. Кочевой образ жизни, климат и религиозные взгляды – все это отразилось на одеянии казахов. Оно, в первую очередь, должно было защищать от холода и ветров в степи, быть удобным и практичным. Многие знают казахскую национальную одежду, представленную яркими камзолами, платьями и брюками. Однако сегодня мы расскажем о том, в чем ходили казахи зимой.
Верхняя одежда казахов прошлых поколений представлена шубами и чапанами. В основном их шили из материалов, которые были под рукой. Поскольку одна из отраслей жизнедеятельности казахов – это скотоводство, то всегда были доступны шерсть, кошма, шкуры животных. Особо ценились дорогие шкурки куницы, енота, крота, а также жеребячьи, собольи, тигровые шкуры.
У чапана, верхней одежды казахов, существовало несколько разновидностей. Например, для холодного времени года шили с подкладкой из свалянной верблюжьей или овечьей шерсти, для более теплого – легкую верхнюю безрукавку из верблюжьей шерсти. Также мужчины носили вещи из войлока с украшениями и чапаны с теплым подкладом, стеганные, расклешенные, обшитые мехом.
В казахском обществе были популярны обработанные дубленки и шубы. Их снаружи покрывали дорогой тканью и иногда красили желто-красной краской, изготовленной из листьев березы, сосны, хны.
Те, кто жил в более суровом климате, шили теплую зимнюю одежду поверх пальто – қаптама тон. Так они согревались от более сильных холодов, к примеру, тогда, когда пасли скот на пастбище.
Обычно шубы шились мехом внутрь, из жеребячьих и козлиных шкур.
А брюки изготавливали из бархата, плюша, вельвета, пушка, сатина, красного шелка, парчи.
В зависимости от времени года мужчины носили такие головные уборы, как ушанку, қалпақ-бөрік, легкий головной убор без подкладки, вышитые орнаментом тюбетейки и другие.
Универсальным мужским головным убором является тюбетейка или тақия. Ее могли носить все – то есть мужчины любого возраста и социального положения. Тюбетейки шили как из хлопчатобумажных тканей, так и из шелка или бархата. Часто этот головной убор максимально старались вышить шелковыми, золотыми и серебряными нитками, используя узорные строчки. При этом поверх тюбетейки мужчины могли надевать остальные головные уборы.
Также мужчины носили бөрік. Это невысокая четырехугольная шапка с меховой опушкой, плотно облегавшая голову. Его шили из четырех остроконечных клиньев, которые кроили в виде узкой трапеции, верх которой имел форму равнобедренного треугольника. Именно такой крой клина и придавал бөріку узнаваемую форму.
Кроме того, мужчины среднего и младшего жуза носили башлык. Его изготавливали из верблюжьего сукна, плотных хлопчатобумажных тканей и на легкой подкладке.
Зимним головным убором служил тымақ – меховая шапка с «ушами», похожая на знакомый многим малахай. Покрой тымақа значительно отличался в зависимости от места, по нему можно было узнать родоплеменную принадлежность носителя.
К женским головным уборам относят саукеле, пуховую шаль, қарқара (головной убор с перьями), кимешек (убор из белого коленкора), күндік (убор пожилой женщины в форме слегка приплюснутой чалмы), желек (шелковый платок, который молодые женщины носят в первые месяцы замужества), бергек (убор надевают после свадьбы), тюбетейка, қасаба, шылауыш (белый платок, надеваемый поверх кимешека), жаулық (убор замужней женщины).
В казахской одежде особое место занимает обувь: сапоги на высоких каблуках, с продольным разрезом в голенищах, расшитые полосками кожи зеленого цвета, сапоги с войлочными чулками, с мягкой подошвой, остроносые, а также стеганые войлочные сапоги, ичиги, шокай (поршни).
К слову, мода того времени очень сильно перекликается с тем, что стало популярным среди любителей стиля сейчас. Современные чапаны завоевали огромную любовь у казахстанцев. Особого внимания заслуживают шубы с мехом с внутренней стороны. Поэтому, можно сказать, что древние тенденции в мире моды тогда закладывают некоторые тренды и в современности.
Автор текста: Майра Кенжебайкызы
Фото: иллюстрации из книги «Қазақтың ұлттық киімдері» Аскара Есмаханова, издательство DIDAR, 1998 год.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет