Когда Русь еще поклонялась языческим богам – Псков уже строился. Его, по легенде, основала… женщина. Княгиня Ольга решила: на слиянии рек Псковы и Великой быть городу! Больше тысячи лет он стоит. Есть пять причин, чтобы приехать туда зимой.
Туристы ищут в Пскове кром. Кто-то думает, что это – древнее название кремля. Но нет!
Пять веков – пока не вошел в состав Московского царства – Псков был республикой. Чеканил валюту, издавал законы, сражался с соседями. Даже Великий Новгород с опаской оглядывался на скобарей (так тогда называли псковичей), которые построили самый большой в средневековой Европе кремль. Он протянулся на 9 километров.
Стрельцы вышагивали на чердаках башен. Только одна из них, Власьевская, поднимала ворота для торговцев.
«Исторически здесь всегда находилась переправа – въезд в город Псков по реке Великой. Власьевская башня была здесь построена во второй половине XIV века. Высота ее – 32 метра. В период независимости Пскова в этой башне находилась таможня», – рассказывает экскурсовод Псковского музея-заповедника Татьяна Гущина.
Псковичи торговали медом, воском, льном – взамен получали золото, серебро и пряности. К гостям относились радушно.
Но та же Власьевская башня в случае опасности становилась и страшной западней: решетки падали на землю, на врага со стен наставляли десятки орудий.
К кремлю псковичи относились, как к человеку. Ядро крепости даже назвали «перси», то есть, «грудь». Грудь воина, который должен был защищать святыню: Троицкий собор.
«Перси» толщиной в три метра выложили из девонского известняка. Единственный проход, который ведет внутрь, оказывается… ловушкой. За воротами начинается «захаб», или «рукав»: дорога сужается и поднимается.
В Средневековье в этом коридоре псковичи сверху атаковали неприятеля – закидывали врагов камнями и заливали смолой.
Так чужаков не пускали к Троицкому собору. В кремле были десятки храмов – до наших дней сохранился только он. Пережил триста зим.
«В Пскове до XVI века храмы не отапливались. Поэтому истинно псковские храмы – небольшие по размеру. Они соразмерны человеку. Человеку в них уютно и тепло – в духовном смысле», – объясняет экскурсовод Псковского музея-заповедника Татьяна Гущина.
Троицкий же собор всегда был выше остальных: под купол высотой в 20 этажей здесь уходит иконостас в 7 ярусов. Это редкость для православных храмов.
А за собором – «начало всех начал»: псковский кром.
«За одной стеной протекает река Пскова, за другой – река Великая. Там они встречаются. Эта территория находится на высоком скалистом мысу. Отсюда рос кремль. Это – самое защищенное место! «Скромный», «укромный», «укрыть»: вот однокоренные слова. Поэтому псковичи именно здесь хранили порох, ядра, товары, зерно, хлеб», – говорит Татьяна Гущина.
Псковичи говорят: отсюда пошло и выражение «закрома родины».
Псковская легенда гласит: тысячу лет назад, когда кремля еще не было, на реке Великой работала дочка крестьянина. Ходила на лодке туда и обратно – перевозила пассажиров. Одному из них так приглянулись ее ум и красота, что он, едва сойдя на берег, позвал замуж. Девушка согласилась. Так поженились князь Игорь и Ольга – основательница Пскова.
Сегодня скептики добавляют в эту историю… кулинарный нюанс. Не исключено, говорят они, что Ольга еще и угостила молодца местным пирогом! Узнать его рецепт – еще одна причина приехать в город княгини.
Сегодня там готовят псковский сырный пирог. Он вдохновлен традициями и… женскими секретами.
«Моя бабушка в детстве делала лук в квасе. Томленый. И мы решили этот квас томленый с луком сделать в нашем пироге», – рассказывает шеф-повар ресторана средневековой кухни Евгений Васильев.
Шеф несколько месяцев оттачивал рецепт. Для теста он берет два вида муки: пшеничную и ржаную. Корж должен по вкусу напоминать бородинский хлеб, поэтому среди пряностей – кориандра, тмина и соли – есть главный ингредиент, который придает терпкий горьковатый вкус – солод. Тесто отправляют в холодильник на полчаса.
«Для начинки нужен сыр, который тянется и подходит для пиццы. Но с сулугуни получается слишком соленый. Поэтому для пирога берем свой сыр. От областных фермеров. Мы добавим в него сливки, сметану и яйца. И все!» – говорит шеф-повар.
Лук шеф мелко нарезает, жарит и… заливает темным квасом. После обжарки его осталось только опалить огнем из газовой горелки: при этом лук держат под фольгой в контейнере. Карамелизированный и с дымком, его добавляют на корочку.
Готово! Выглядит сырный пирог, как десерт – а по вкусу как холодная закуска. Подают ее с вином или квасом.
Еще одна причина посетить Псков – прокатиться на русской тройке. В упряжку лошадей подбирают по силе и по характеру.
«Рысак коренной, который у нас идет, он очень резко разгоняется. И когда такие открытые сани, с небольшими всякими упорами и поручнями, из них можно и выпасть!» – говорит хозяйка конюшни Псковского центра конного туризма Ирина Тихонова.
Коренник – то есть, центровой конь, – самый резвый. Его сдерживают спокойные лошади по краям: «пристяжные».
Восемь лет коренником трудится серая Елочка. Характер у нее мягкий. Трудяга. Когда хозяйка гладит ее – лошадь прикрывает глаза и утыкается носом в лицо женщине.
К похвале Елочка не привыкла. Зато хорошо понимает команды. Кони в «тройке» реагируют на голос человека. Даже на интонацию.
«У них во время поездки уши развернуты назад! Они все время слушают, что им скажут», – показывает Ирина Тихонова.
Русская тройка появилась в XVIII веке у почтовой службы Российской империи. А потом стала популярна в народе. В деревнях на такой упряжке катали дорогих гостей.
Пассажиру главное – упираться ногами: это помогает сохранить равновесие. Ведь русская тройка может разогнаться и до 60 километров в час!
В деревне Сигово живет древний финно-угорский народ сето.
Главное украшение женщины сето – «чапошка». Похоже на русское слово «цепочка».
«Женщину нашу сначала слышно, потом видно. До шести килограммов украшений на себе носим. В народе нашем есть поверье: именно в костюме сето ходила Богородица», – поделилась начальник отдела «Музея-усадьбы народа сето в деревне Сигово» Малле Богачева.
Много веков сето живут на этой земле. Туристов они учат сетусским песенкам: так знакомят со своим языком, который сохранился только в устном варианте. Письменности у этого народа нет. Язык сето входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На Псковщине им владеют 400 человек – а в начале века таких было 19 тысяч.
Под Рождество сетусские девушки гадают на жениха. Кидают через голову валенок: если пяткой упадет, не выйдет девка замуж. А вот если носиком – можно готовиться!
«А чтобы узнать, каким будет год, нужно перемотать клубок. В нем – послание, – говорит смотритель «Музея-усадьбы народа сето в деревне Сигово» Юлия Лыйв. – Мы пишем такие для взрослых и для детей, и клубки выдаем разные, чтобы ничего не перепуталось!»
Работники музея вяжут рукавицы. Магические! На них – узоры, которые, верят сето, предсказывают судьбу.
Вытянул человек варежку с ягодами – будет в семье счастье. Достанет другую, с перекрестками и ромбами, – дорога долгая. И еще около десятка тайных знаков, вплетенных в шерсть.
Есть псковская поговорка: «задать баню». Это значит – хорошенько кого-нибудь выпороть... Парят на Псковщине вдохновенно: испытать это – еще одна причина приехать.
Чтобы истопить баню, потребуется 5 часов. Поленья выбирают небольшие. Они прогорают за пару минут.
«Самая лучшая теплоотдача, самые классные угли получаются от березы», – советует администратор курорта Кристина Архипова.
С березы по весне срезают ветви для веников. Есть еще дубовые с листьями покрупнее – мягче, не «жалят» спину. Так сухие листья вновь наполняются влагой и ароматом.
«Набирается горячая вода – но есть, кстати, и любители замачивания в холодной воде – и за час веничек просто замачивается», – рассказывает Кристина Архипова.
Русскую баню греют до 60 градусов. Поэтому обязательно требуется шапка. Из хлопка, льна или войлока, чтобы не пропускала жар к голове.
Париться нужно полтора-два часа – с перерывами. Тогда, считается, и рождается человек заново. Так же, как и рождается Новый год.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет