Магаданская область, Чукотка и Якутия могут стать привлекательными туристическими направлениями благодаря уникальной природе. Об этом заявил Владимир Путин на совещании по развитию дальневосточных городов. Насколько высок туристический потенциал Арктического региона России и что нужно сделать для развития там индустрии гостеприимства, на телеканале «МИР 24» рассказал вице-президент ассоциации «Альянс туристических агентств» Алексан Мкртчян.
Вы в этих краях бывали, и не раз. Что больше всего произвело впечатление как на туриста?
– Если говорить про Чукотку, то малолюдность. Это не Краснодарский край, не Геленджик или Анапа. Это еще не тронутая богатая природа, но тут есть оборотная сторона медали: как только мы получим много туристов, тут же начнутся проблемы с природой. Важно сохранить баланс между тем, чтобы все было хорошо, и чтобы природа осталась девственной, и чтобы туристам все нравилось и их было много, а также чтобы местные жители зарабатывали, а налоги от туристов бы шли в бюджет. Не скажу, что это непосильная задача, но она сложная.
Но есть же пример Долины гейзеров, где проложены туристические тропы. Есть примеры других природных заповедников, где четко проложены маршруты для туристов – ни шагу влево, ни шагу вправо. Там сохраняется та самая природа.
– Следом за этим идет кадровая проблема, ведь из этих трех регионов – Магадана, Чукотки и Якутии – никогда не была «заточена» на туризм Чукотка. Еще пять лет назад там была особая пограничная зона, куда людей без пропусков не пускали. Кстати, до сих пор не пропускают иностранных граждан без пропусков. Когда самолеты прилетают в Анадырь, у пассажиров будут проверять паспорта. Если же вы летите из Москвы в Сочи, то просто выходите из самолета и все.
По словам президента, в 2023 году турпоток в районы Крайнего Севера вырос на 41%. Почему, что стало драйвером?
– Потому что невысокая стартовая база. Допустим, раньше приезжали десять человек, а теперь приехали 14 – вот вам рост на 40%. Если турпоток в Краснодарский край, куда приезжают 20 миллионов человек, вырастет даже на 10%, то прибавится уже два миллиона, а на 40% – восемь миллионов. Почему такой рост туризма в Дагестане в последние годы? Потому что раньше туда никто не приезжал, а сейчас начали, и Дагестан растет на 30-40% ежегодно.
Важная составляющая любого туристического региона – доступность. Как с этим в Арктических регионах?
– Развитию туризма во всех этих регионах мешают три вещи. Первое – цены, второе – плохая инфраструктура, третье – климатические особенности, морозы.
Туризм зимой в Якутии – это экстремальное развлечение!
– В Анадыре еще хуже! Как специалисты, мы можем убрать только факторы высокой цены и плохой инфраструктуры, это решаемо. Я скажу, какие там цены: достаточно слабенький отель «две звезды» в Анадыре стоит 20 тысяч рублей в сутки! То, что стоит в Тамбове, например, две тысячи в сутки. Тут вы решаете, в Тамбов вам поехать или в Анадырь, я уж молчу, что в Тамбов попасть легче. Туристической инфраструктуры на Чукотке, по сути, нет. Это регион, в который до этого вообще не пускали туристов, но он уже избавился от погранзоны.
Индустрия гостеприимства к большому наплыву не готова, да и кадров-то нет?
– В Анадыре в прошлом году построили отель на 40 номеров. Это смешно, но это подается как большое достижение. Напротив Анадыря, через залив, находится аэропорт, сухопутной дороги нет. Но там есть поселок Угольные Копи, и он строит отель на 26 номеров, и это событие века.
Если мы строим отель и говорим о каких-то серьезных турпотоках, то должно быть минимум 100-120 номеров. Ведь, когда у тебя 20 номеров, у тебя все дорого. Ты должен платить зарплату инженеру, охраннику, директору гостиницы. Когда у тебя отель на 100 номеров, то у тебя по-прежнему один инженер, охранник, директор, но средства распределяются уже со ста номеров. Естественно, тогда номера будут строить не 20 тысяч, а 6-7 тысяч.
По мнению президента, делать специальную федеральную программу для развития туризма в Арктическом регионе пока не требуется. Чем государство может помочь в этом направлении?
– Я как вице-президент «Альянса турагентств России» давно предлагал туристический кэшбек сделать только для поездок в регионы Крайнего Севера, и не 20 тысяч рублей – мы понимаем, сколько стоит поездка на Чукотку, – я предлагал возвращать до 50 тысяч рублей! Мы хотим развить Магадан? Давайте платить деньги за него. Хотим развить Якутию? Давайте платить за нее. Но не нужно платить деньги за поездки в Сочи ни в коем случае.
Может быть, нужны льготы для туристических объектов на местах? На встрече с бизнесменами в Хабаровске Владимир Путин сказал, что льготы должны быть, и в рамках программы они должны распространяться, в том числе, на предприятия общепита.
Можно предположить, через какое время для россиян отдых на севере будет настолько же привычен, как и отдых на юге?
– Все зависит от политики государства. Морозы мы не уберем, они будут и через сто лет на Чукотке. Но мы можем убрать две вещи: плохую инфраструктуру и высокие цены, и люди полетят. Сейчас есть хорошая программа «Доступный авиабилет», можно улететь на Чукотку за относительно разумные 40 тысяч рубелей туда-обратно. В Магадан можно улететь вообще за потрясающие 25 тысяч рублей, в Якутию можно улететь за 20 тысяч. Билет Москва – Минводы зачастую туда-обратно стоит 40 тысяч рублей, хотя туда лететь три часа, а до Анадыря больше восьми.
По перелетам я спокоен, лишь бы государство эту программу в долгую развивало. Когда мы предложим за 10 тысяч рублей проживание в роскошном отеле «пять звезд» на берегу Охотского моря, с трехразовым питанием, закрытым аквапарком, термальным бассейном и с билетом за 20 тысяч рублей, люди поедут.
И с экскурсией посмотреть на китов!
– Я видел в Охотском заливе брачные игры китов, это незабываемо!
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: