На ВДНХ открылась выставка «Найти Бэнкси», вобравшая в себя более 150 работ по мотивам произведений анонимного художника Бэнкси – скандального мастера стрит-арта. Вокруг его личности и противоречивого искусства идет множество споров. Вызывающие граффити художника появляются в разных городах планеты и становятся целым событием в жизни современного общества. О том, кому понравится выставка «Найти Бэнкси», в интервью корреспонденту MIR24.TV рассказал ее куратор Артур Актемиров.
Артур, расскажите, пожалуйста, в чем идея экспозиции. Правда ли, что на ней представлены только реплики и почему нет ни одного оригинала?
Артур Актемиров: «Найти Бэнкси» – это выставка по мотивам творчества анонимного художника-граффитиста. Поскольку творения Бэнкси – это работы уличного художника, необычайно затруднительно привезти на выставку, к примеру, кусок стены из Бристоля. Его работы выполнены на стенах домов во многих городах мира. Но для выставки нашей командой были сделаны очень качественные реплики. Для их создания специально отобрали художников из числа тех, кто работает в стиле уличного искусства. Они воссоздали граффити знаменитого художника максимально точно, с соблюдением всех тонкостей и специфики метода, при помощи которых Бэнкси создает свои работы.
Сама идея выставки состоит в том, чтобы познакомить посетителей с творчеством анонимного художника-граффитиста, поскольку он является яркой персоной и одним из самых известных и дорогих уличных художников во всем мире.
О граффити Бэнкси до сих пор идет вечный спор – это арт-провокация, «взрыв мозга» или новый вид искусства. А как считаете вы?
Артур Актемиров: Сам Бэнкси себя определяет, как художника-граффитиста. А в культурологическом и искусствоведческом сообществе то, чем он занимается, называется обычно пост-граффити и стрит-арт. Но даже неважно, какой тип искусства представляет нам Бэнкси, важнее его содержание. Прелесть Бэнкси состоит вот в чем: все проблемы, о которых он говорит, оказываются актуальными и неожиданно остроумно сформулированными. А выбранные им образы отличаются характерным для Бэнкси юмором, часто и злой иронией.
Творчество Бэнкси можно описать теми словами, которые я часто слышу на выставке. Посетители говорят: «Я об этом так часто и так много думал, но почему же у меня не получалось столь же емко, остроумно и смешно все это сформулировать?». Я бы и сам подписался под подобными словами, потому что у меня аналогичные ощущения.
Как вы думаете, если на выставку попадут те, кто впервые слышит имя Бэнкси, они поймут что-то в его творчестве или без дополнительных знаний будет сложно?
Артур Актемиров: Мы всегда идем навстречу нашим посетителям. Все наши выставки сопровождаются бесплатным аудиогидом, который можно воспроизвести на своем электронном устройстве по QR-коду. Маловероятно, что человек, придя на выставку Бэнкси, не поймет его работ. Но в любом случае посетитель сможет получить из аудиогида контекст создания этих работ, что расширит взгляд на искусство художника.
Если же человек захочет глубже изучить тематику, то он может взять экскурсию. Все наши экскурсоводы – это эксперты в области современного, в том числе и уличного искусства. С их помощью посетитель сможет окунуться в смежные темы, обратиться к творчеству других художников, увидеть отсылки к ним в творчестве Бэнкси, поговорить о том, как и когда зародился стрит-арт.
Впрочем, и на информационных табличках, установленных на выставке, тоже есть понятная четкая информация, включающая год создания произведения и город, где появился граффити. Исходя из этого, смысл работы тоже становится понятнее. А перед входом установлена потрясающая по четкости таблица с хронологией работ Бэнкси. В ней вся информация собрана в понятном, доступном и кратком виде. Даже я время от времени использую ее, как шпаргалку, когда читаю лекции. Это очень удобная вещь и одна из самых емких и понятных таблиц по творчеству Бэнкси.
В отзывах о выставке часто повторяется такой: «Это сплошная арт-провокация!». Вы стремились к такому эффекту?
Артур Актемиров: Я не знаю, что имеется в виду под этой фразой. Работы Бэнкси – потрясающие по силе высказывания, они оформлены лаконично, четко, емко. Они прекрасно воссозданы на нашей выставке и сопровождаются контекстом, который предоставляют экскурсоводы и аудиогиды.
В целом выставка «Найти Бэнкси» в том формате, в котором она существует сейчас в 22-м павильоне ВДНХ, действует как электрошок. Посещая эту экспозицию, вы совсем по-другому начинаете думать о тех вещах, к которым Бэнкси привлекает внимание в своих работах. Этот другой взгляд на мир, который формируется благодаря выставке, абсолютно потрясает.
К нам приходили молодые ребята, в том числе старшие школьники. Выходя с выставки, они произносили всего два эпитета: «Отвал башки!» и «Взрыв мозга!». Это действительно слова, которые как нельзя лучше описывают ощущения от посещения выставки.
Люди после ее посещения выходят с горящими глазами. И это очень приятно видеть. Без преувеличения и без желания похвалить самого себя, мы, как выставочная компания, видим, что нам удалось достичь нужного эффекта.
Расскажите, пожалуйста, о тех экспонатах выставки, которыми вы особенно гордитесь.
Артур Актемиров: Мне очень трудно выделить что-то одно. Можно сказать только о самых известных и ярких работах Бэнкси. Это, наверное, «Скатившийся парламент» – картина изображает шимпанзе, заседающих в Палате общин. У нас она представлена в виде мультимедийной системы. Можно также сказать про «Красную комнату» со слоном – она сделана очень атмосферно, эффектно. Среди прочего там есть кресла и диванчики, где можно в комфортной обстановке посидеть и подумать о смысле работ художника. Еще один экспонат – «Карета Золушки»: это большая, массивная, очень эффектная инсталляция, которая производит сильное впечатление.
Какие темы творчества Бэнкси объединяет в себе выставка?
Артур Актемиров: Творчество Бэнкси – это собрание нескольких «анти»: анти-капитализм, анти-элитаризм, высмеивание культуры гиперпотребления и анти-милитаризм. Это основные смыслы творчества Бэнкси, хотя есть и другие, в том числе «высказывания» на тему защиты окружающей среды. Также художник много занимается осмыслением субкультуры стрит-арта и того, во что она превратилась сейчас.
В целом я могу сказать: если вы хотите, чтобы ваш взгляд на окружающий мир перевернулся, то вам стоит посетить выставку, которая называется «Найти Бэнкси». Она расскажет вам о том, какие формы восприятия этого мира существуют. И как можно формулировать мысли настолько гениально и смешно, что об этих образах будут говорить все.
Фото в тексте предоставлены организаторами выставки