Соединенные Штаты и Великобритания начали военную операцию против хуситов в Йемене. Чем грозит появление еще одной горячей точки на Ближнем Востоке, на телеканале «МИР 24» прокомментировал старший преподаватель школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Зелтынь.
Название «хуситы» слышали до сегодняшнего дня достаточно часто, а уж с сегодняшнего утра, наверняка, слышали все. Но ведь не все представляют, кто это, что это за люди?
- Хуситы – это движение мусульман зейдитов, одна из ветвей шиизма. Она не совсем близка к иранскому шиизму, существует в Йемене, в основном на севере. Название «хуситы» они получили по имени своего основателя Хусейна аль-Хуси, который пал смертью храбрых в 2004 году во время восстания хуситов в Йемене.
Военные события, так или иначе, продолжались, но было подписано соглашение между ведущими политическими движениями страны и сформирован революционный совет столицы Саны. Его возглавляет один из членов семьи, считается, что в будущем там будут проходить какие-то выборы, но, учитывая то, что ситуация не совсем ясная, насчет выборов еще вопрос. Хуситы сегодня занимают достаточно серьезные позиции в стране, северо-восток находится под их контролем, включая столицу Саны. Но у них различные героические заявления и выступления они совершают, в том числе и за пределами своей территории.
Международная реакция на обстрел Йемена предсказуемая и ожидаема. Соседи Йемена призывают стороны воздержаться от применения силы, Россия запросила срочное заседание Совбеза ООН, Китай призывает не допустить расширения конфликта. Вашингтон, Лондон и НАТО называют то, что произошло, оборонительным шагом. Они ссылаются на резолюцию Совбеза ООН, который приняли буквально накануне и который осуждает действия хуситов на Красном море. Этот документ дает им право на такие действия?
Документ, конечно, не дает права к таким действиям. Мы знаем в истории примеры использования резолюции Совбеза ООН, мягко говоря, в личных целях не единожды. Достаточно вспомнить 2003 год в Ираке. Я не стал бы обращать внимание на заявления о резолюции Совбеза ООН по этому поводу, но внимание надо обратить на то, что эта бомбежка территории Йемена, находящейся под контролем хуситов, имеет отношение не только и не столько к нападениям хуситов на гражданские торговые суда в близлежащей у ним акватории, хотя это тоже очень важно. Суэцкий канал потерял почти 40% траффика, это очень серьезный удар по системе мировых и международно-экономических отношений, по логистике, особенно углеводородов. Это удар по Саудовской Аравии, по Катару и ОАЭ, которые пользуются водными путями для транспортировки продуктов. Вопрос, наверное, надо рассмотреть еще в том ракурсе, что это достаточно серьезное предупреждение Ирану.
Хуситы не первый раз нападают на гражданские торговые суда, обстреливают их. До сегодняшнего дня, бомбардировок Йемена по этому поводу не было. Можно сказать, никогда не было такого масштабного нападения, хотя это вопрос дискуссионный.
Мне кажется, это, в первую очередь, сигнал Ирану, чтобы он не вмешивался в ситуацию, которая развивается сейчас на Ближнем Востоке. Изначально героические действия хуситов на предмет запуска баллистических ракет по американскому кораблю или обстрела торговых судов под предлогом того, что они так или иначе связаны с Израилем, выглядят достаточно неожиданно и не совсем понятно. Создается впечатление, что хуситов на это мобилизовал Тегеран, потому что сегодня хуситы добились много из того, что они хотели на территории Йемена. Они зафиксировали свою ведущую, серьезную роль во внутренней политической жизни страны. Зачем подвергать такому риску завоевания, которых добились большой ценой, начиная с 2004 года, не совсем понятно.
Конечно, на эмблеме хуситов написано «Смерть Америке, смерть Израилю, проклятье иудеям, ислам победит», но у меня есть ощущение, что громогласное заявление о том, что они встанут как один защищать братьев в секторе Газа, носит не совсем оригинальный хуситский характер.
Я чувствую там мобилизационный инструмент со стороны Тегерана, который напрямую ввязываться не хочет, потому как большая война не нужна. Но вариант использования хуситов как инструмента намека на возможные обстоятельства, вполне реален.
Хотя все рассуждения могут быть ошибочными и, может быть, нынешнее руководство хуситов решило поиграть мускулами в сторону не только ближайших, но и дальних соседей. Но жизнь покажет, посмотрим.
Вы начали говорить, что Суэцкий канал потерял 40% траффика. Некоторые компании уже объявили, что прекращают движение через Красное море и Суэцкий канал. После сообщения о начале обстрелов цена на нефть пошла вверх. В Германии один гигантский завод очень известной автомобильной компании объявил, что на несколько недель останавливает сборку автомобилей из-за сложностей с поставками из юго-восточной Азии. Как теперь идти кораблям, через мыс Доброй Надежды? Было сообщение, что цены на морские контейнерные перевозки тоже пошли вверх чуть ли не на 40% сразу.
- То, что цены пошли вверх, понятно, рынок все же живет ожиданиями, особенно рынок углеводородов. Заявление автопроизводителя очень симптоматично, потому что показывает, что завозились не только углеводороды, но и комплектующие. Теперь они будут идти долго, – да, через мыс Доброй Надежды, почему нет. Собственно говоря, это не в первый раз. Практически каждая арабо-израильская война, которая происходила в XX столетии, сопровождалась перенаправлением траффика контейнерных перевозок через тот же самый, уже традиционный мыс Доброй Надежды, я не вижу в этом большой трагедии. Да, цены подросли, они потом в какой-то момент они выровняются. Мы сейчас находимся на пороге ближневосточной войны, которая, упаси господь, на многие годы закроет Суэцкий канал.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: