19:48 14/01/2024

«Любэ» – 35. Николай Расторгуев, Сергей Мазаев, Алексей Горбашов, Александр Вайнберг о создании группы

Фото: Титов Андрей © ТАСС

Взять музыкантов-асов из разных советских ВИА и собрать из них псевдо панк-группу – это рецепт успеха от поэта и продюсера Игоря Матвиенко. На этой неделе исполнилось 35 лет группе «Любэ». Корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова вспоминала, с чего начинается творчество.

Тот самый случай, когда глазам не верится. 1985 год. Николай Расторгуев в романтичном образе. Здесь Расторгуеву 28 лет. Группы «Любэ» еще не существует, но артист Расторгуев уже есть. Он – вокалист популярных по тем временам вокально-инструментальных ансамблей. Сначала пел в ансамбле «Шестеро молодых», потом в «Лейся, песня», исполнял «Обручальное кольцо».

С ансамблями не везло: распался один, второй закрыли. Потом была группа «Рондо», но через год Расторгуев опять не у дел.

«Была ситуация такая, тотальное безденежье. Семья. Долго без работы», – поделился Николай Расторгуев.

Скитания Расторгуева прекратил Сергей Мазаев. Он дал другу телефон Игоря Матвиенко, который тогда искал вокалиста для ВИА «Здравствуй, песня».

«Игорь потом мне рассказывал, что он увидел человека невысокого роста. Говорит, у нас все больше 1,8 метра. Все такие мальчики секси, Коле пришлось, конечно, убеждать в том, что он секси, нашего Игоря Игоревича. Его сексуальность оказалось покрепче, чем у нас всех вместе взятых. Видите, как полюбила, его страна в итоге», – отметил солист группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев.

В ансамбле «Здравствуй, песня» Расторгуев пел четыре года. Все это время Игорь Матвиенко думал о новом проекте. Идею вместе с Расторгуевым обсуждали в электричках. Матвиенко жил тогда в Выхино, Расторгуев – в Люберцах. В одной из таких поездок и придумали название «Любэ».

Николаю Расторгуеву к моменту создания «Любэ» 32 года. Он по-советски правильный артист, и вдруг из его уст – «Батька Махно». Они спели ее на одном из телемостов с Америкой. На утро проснулись знаменитыми. Матвиенко тут же сообразил, чему еще будет подпевать страна.

Музыку для первых треков помогали играть коллеги по цеху. Так, например, гитарист «Миража» Алексей Горбашов, в то время ас советской эстрады. С ним Игорь Матвиенко и записывал первый альбом «Любэ». Во Дворце на Яузе, тогда в Доме культуры лампового завода, в тесной комнате на четвертом этаже оборудовали студию звукозаписи.

«Игорь точно знает, что он хочет, поэтому он мне сказал: «Давай вот здесь этот риф сыграем, а здесь сыграй что-нибудь, придумай какое-нибудь соло. Это соло я ему прямо накидал, не готовился», – рассказал гитарист группы «Мираж» Алексей Горбашов.

«Мы играли «Дусю-агрегат». Я стоял на басе. На высоком постаменте – наш барабанщик Саша Ерохин. Он чуть под наклоном. Стульчик стал съезжать, и я ему показываю гитарой. Он еще больше стал работать и еще больше съезжать. Ну и грохот: он падает, вместе с барабанами, тарелками. Мы концерт доиграли. Я подхожу в гримерке к Саше и говорю: «Я же тебе показывал». «Да на букву М ты. Я то думал ты завелся, и давай еще больше. Шоу, так шоу». Легкое непонимание привело к легкой катастрофе», – отметил сенатор Российской Федерации от Нижегородской области Александр Вайнберг,.

Это сейчас Александр Вайнберг чаще одет в пиджак. Он давно в большой политике. Сенатор от Нижегородской области, а было время иного имиджа.

«Песня года» была, 1990-й. Примеряли разные маечки. Я снял, чтоб в очередной раз подтянуться. По-моему, Матвиенко сказал: «Не надо, вот так и иди», – рассказал Вайнберг.

«Любэ» была группа для матерых мужиков. Это была народная группа. Певцы народного горя, скажем так», – подчеркнул солист группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев.

«Связали с Люберцами, потому что Коля там жил, тематика люберецкая. Крепкие ребята, не волосатики», – сказал сенатор Российской Федерации от Нижегородской области Александр Вайнберг.

«С Николаем мы делились воспоминаниями. Он же тоже начинал на танцверанде в Люберцах. Это такая школа. Она дала многое всем нам, потому что аудитория специфическая люберецкая. Я знаю коллективы, когда их закидывали мелочью и гнали до станции до Люберецкой, чтоб больше не приезжали», – сказал гитарист группы «Мираж» Алексей Горбашов.

Спустя годы Николай Расторгуев ушел от каких-либо образов. Они ему уже не нужны. Забыты галифе и гимнастерка, которые на одном из концертов посоветовали одеть для брутальности.

Солист не всегда знал, куда деть руки на сцене. Так поначалу были эксперименты с бубном, но в итоге он занял их гитарой. Фанат битлов – Николай Расторгуев – в юности играл на акустической. На сцене с ней впервые появился через 10 лет после создания «Любэ».

Всю музыку к песням «Любэ» пишет один единственный человек – Игорь Матвиенко. Их с Расторгуевым в коллективе так и называют «отцы создатели».

Было всякое: и макаронами за концерт платили, в Тольятти машины бартером предлагали. Неизменно у «Любэ» одно –Любовь к Родине.

«Матвиенко и Расторгуев – патриоты», – сказал Александр Вайнберг.

«Игорь, потрясающий, просто мелодист», – отметил Алексей Горбашов.

«Его талант в этом и состоит, что, посмотрите, сколько коллективов он создал, они все стилистически абсолютно разные», – отметил Сергей Мазаев.

«Любэ» – это история. Не шоу-бизнес, а культура российская», – сказал Александр Вайнберг.