22 января исполняется 120 лет со дня рождения легендарного человека – советского детского писателя, киносценариста и журналиста Аркадия Гайдара. В память о нем телеканал «МИР» покажет программу «Рожденные в СССР» и фильм «Тимур и его команда», который очень точно воссоздает атмосферу предвоенных лет.
Смотрите программу «Рожденные в СССР» в 0:20 и художественный фильм «Тимур и его команда» в 0:45 во вторник, 23 января, на телеканале «МИР».
Удивительно, но благодаря одноименной повести Аркадия Гайдара, которая была завершена в 1940 году, в СССР возникло детское добровольческое движение, объединявшее подростков в тимуровские команды для помощи семьям военнослужащих, пожилым и другим нуждающимся в их поддержке. О том, каким было тимуровское движение и чем оно отличалось от пионерской организации, читайте в нашем материале.
По словам историка, члена актива Молодежного парламента при Государственной Думе РФ, писателя Николая Петрова, идея альтруистического молодежного тимуровского движения в Советском Союзе была позаимствована из популярной повести «Тимур и его команда». «По сюжету повести, мальчик Тимур и его друзья тайно совершают добрые дела – помогают семьям военнослужащих, ушедших на фронт. После выхода этой книги в стране стали возникать отряды, которые образовали целое неформальное тимуровское движение», – рассказывает Петров.
Распространению идеи тимуровских отрядов способствовало то, что по повести Гайдара был сделан радиоспектакль для Всесоюзного радио и снят кинофильм, вышедший на экраны в 1940 году. Благодаря этому историю Тимура и его команды узнали практически все школьники страны, и многие вдохновились идеей помогать безвозмездно и тайно, по собственной инициативе, а не по указанию извне.
В среде исследователей творчества Аркадия Гайдара высказывалась версия, что в своей повести писатель отразил опыт деятельности отдельных скаутских организаций начала 1910-х годов. Более того, сам Гайдар в какой-то момент руководил местной командой подростков, которые помогали ближним.
«Первая тимуровская команда была создана уже в 1940 году в городе Клин, где Гайдар написал свою повесть, в школе № 2. В состав команды вошли шесть человек. Впоследствии подобные отряды стали возникать по всей стране, – говорит Николай Петров. – В 1941 году, тимуровские отряды помимо поддержки семей солдат выполняли значительную неквалифицированную работу. Они помогали расчищать снег на железных дорогах, собирали дрова, участвовали в погрузке и разгрузке грузов. Их деятельность получила широкое освещение в газетах и на радио».
Правда, в те суровые годы была почти утрачена атмосфера игры, тайны, в которой совершали свои добрые дела тимуровцы из повести Гайдара. Детям военных лет приходилось работать, как взрослым – им было не до игры.
По данным историка, к.и.н., доцента кафедры всеобщей истории Алексея Балакирева, уже в конце лета 1941 года тимуровские команды начали действовать по всей стране. А к 1945 году общая численность детей и подростков, принимавших участие в тимуровском движении, составляла около трех миллионов человек. «Работа строилась по принципу самоуправления и инициативы самих ребят, – пишет историк. – О масштабах работы тимуровцев может дать представление простой перечень дел. Тимуровцы заботились о семьях фронтовиков, престарелых, кололи дрова, подносили воду, отводили в детский сад малышей, собирали черный и цветной металл, стекло для парниковых рам, золу и куриный помет на удобрения. Также они занимались сбором лекарственных растений».
По данным историка, список дел, которые брали на себя тимуровцы, был необычайно широк. Они собирали теплые вещи фронтовикам, отсылали посылки на фронт, выращивали овощи, устраивали мастерские по починке одежды для семей фронтовиков, ремонтировали пострадавшие от бомбежек здания, расчищали дороги, заботились об эвакуированных детях, боролись с безнадзорностью малышей, чьи родители трудились на благо Победы. Еще подростки шефствовали над госпиталями. Они выступали перед ранеными с концертами, читали им вслух газеты, писали за них письма.
Конечно, в разных регионах страны деятельность тимуровцев имела разное наполнение. Ведь это были самоорганизующиеся коллективы, в которых все задачи решались самими подростками без контроля взрослых и не имеющие никакой вертикальной структуры в рамках страны. По данным нескольких историков, среди которых исследователи детских организаций в СССР Алексей Балакирев и Владимир Кудинов, тимуровские отряды существенно отличались от пионерских. Пионерия была организацией, созданной «сверху», политизированной и с четкой вертикальной структурой. Как пишет Владимир Кудинов, работа пионерской организации отличалась формализмом.
А вот движение Тимура формальным не было. Отряды возникали по собственной инициативе подростков, они брали на себя совершенно реальные дела. Поэтому движение привлекало множество подростков, желавших быть полезными своей Родине в трудные военные годы. Алексей Балакирев приводит статистические данные, показывающие на примере Бурятии разницу в отношении детей к пионерии и тимуровским отрядам. Из них следует, что за время войны число пионеров сократилось в пять раз, а число тимуровцев увеличилось в три раза, достигнув ошеломляющих 25 тысяч участников – при численности населения всего региона в те годы около 516,5 тысячи человек.
К 1944 году тимуровское движение стало основным и самым многочисленным в стране, оно начало вытеснять пионерские дружины. Государство не могло допустить такого, ведь тимуровцами нельзя было управлять сверху. Чтобы вернуть тимуровское движение в единое идеологическое русло, в 1944 году было принято решение сделать его частью пионерской организации.
«В годы Великой Отечественной войны движение Тимура послужило маяком надежды для миллионов школьников. Энтузиазм был беспрецедентным, и в тылу в движение был вовлечен почти каждый школьник, – говорит историк Николай Петров. – После Победы тимуровцы продолжили поддерживать фронтовиков, инвалидов и пожилых людей. Они также ухаживали за могилами павших красноармейцев, заботясь о том, чтобы память о них жила. Однако впоследствии движение стало переживать упадок. Причины угасания были многогранными, и одним из факторов, возможно, было отсутствие интереса тимуровцев к вступлению в ряды пионерской организации».
После войны тимуровцы вместе с «красными следопытами» занимались изыскательской и краеведческой деятельностью – искали и облагораживали места захоронений советских военнослужащих на территории СССР, восстанавливали боевые биографии своих земляков и целых воинских подразделений.
В 1960-е годы, в период оттепели, тимуровское движение вновь стало набирать силу. Государство признало вклад движения, стало отмечать заслуги тимуровцев – лучшим из них вручали награды. С возрождением всесоюзного движения тимуровцы приступили к поиску пропавших без вести во время войны, что придало их усилиям еще одну целенаправленность.
Распад Советского Союза привел к прекращению почти всех советских начинаний, включая тимуровское движение. Ведь оно воплотило в себе принципы советской эпохи, готовность работать на благо социалистического общества. С крахом социализма движение угасло. Однако в наше время на смену ему пришли волонтерские движения – объединения людей, действующих по личной инициативе и занимающихся общественно полезными делами безвозмездно.