Крошечные муравьи изменили охотничье поведение львов в африканской саванне. Исследование, проведенное учеными из Университета Вайоминга, показало, как взаимосвязаны все формы жизни в дикой природе.
Инвазивный вид Pheidole megacephala (африканские большеголовые муравьи) начал распространяться в заповеднике Ол Педжета в Кении около 20 лет назад. Колонии стали заселять деревья, вытеснив оттуда местных акациевых муравьев.
Инвазивные муравьи не могли обеспечить такую защиту. Поэтому слоны начали активно поедать деревья. Наблюдения показали, что гигантские травоядные паслись в зарослях и ломали их в пять-семь раз чаще, чем раньше.
В результате количество деревьев стало уменьшаться, и ландшафт изменился. Исчезла большая часть естественных укрытий, которые львы использовали при охоте на зебр. Хищникам пришлось изменить стратегию охоты. Они начали охотиться на более медлительных буйволов.
Ученые заявили, что с 2003 по 2020 годы количество убитых львами зебр сократилось с 67% до 42%, а количество буйволов – с 0% до 42%.
«Это показывает, насколько кардинально одно крошечное насекомое может изменить всю местную пищевую цепочку», – подчеркнули авторы.
Большеголовые муравьи считаются одними из самых распространенных и экологически опасных «захватчиков» в мире. Так, они помешали львам охотиться на основную добычу, и неизвестно, к каким последствиям это приведет в будущем. Буйволы – более сложная и опасная добыча, чем зебры. Охота на них требует больше сил, реже заканчивается успехом, кроме того, взрослый буйвол способен оказать сопротивление и убить льва, сообщает Science.
Другое исследование показало, как можно сделать львов добрее к сородичам. Для этого предложили использовать гормон окситоцин.
Подробнее в сюжете: Зверье мое