К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
«Хорошо известно, что моя семья была в Ленинграде в блокаду. Мама, отец воевал здесь на фронте, здесь они ребенка потеряли. Вы знаете, я о чем думаю... Я родился в 1952 году. И я не осознавал... Несмотря на то, что времени после окончания войны прошло не так много, 1952 год и 1945-й – семь лет всего. Я не осознавал, для меня война была что-то такое совсем историческое. Я не чувствовал ни трагедии, ни связи своей с этим. Родители старались меня уберечь от этого. Такое острое чувство трагедии, оно пришло гораздо позже», – признается Владимир Путин.
В октябре 2022 года Санкт-Петербургский городской суд в открытом процессе признал ленинградскую блокаду геноцидом, то есть сознательным истреблением мирного населения. Документально подтверждено, что в блокадном Ленинграде от бомбежек и артобстрелов погибло лишь 3% населения. 97% умерших скончались от голода.
Уничтожив Ленинград, фюрер рассчитывал сломить дух советского народа, лишить страну крупнейшего промышленного центра и Балтийского флота. Накануне Великой Отечественной треть ленинградских предприятий работала на оборону. Главным ресурсом города всегда были квалифицированные кадры.
Мария Шеломова, в семье ее ласково называли Маруся, и Владимир Спиридонович Путин. Судьба свела их на малой родине – в Тверской области. Ради любимой убежденный коммунист согласился венчаться. Крещен он был ребенком в Петербурге, в небольшой Симеоновской церкви. Блокада застала Путиных в пригороде Ленинграда.
Кольцо вокруг города замкнулось 8 сентября 1941 года. Войска гитлеровской Германии, а также вооруженные подразделения, сформированные на территории Бельгии, Италии, Испании, Нидерландов, Норвегии, Финляндии, на востоке взяли Шлиссельбург. Встали на левой стороне Невы. С юга и юго-запада вышли к Финскому заливу у Петергофа, захватили Красное Село и Пушкин. На северо-западе линия фронта прошла по Карельскому перешейку.
«Армия Финляндии стояла здесь, перед городом Сестрорецк. Она держала блокаду от Финского залива до Ладожского озера. Задача финских войск заключалась в том, чтобы максимально сковать части Красной Армии в позиционных боях. Дальше финны продвинуться не смогли, но в штабе финского главнокомандующего считали, что Ленинград с немцами они поделят пополам по реке Нева», – рассказывает историк Глеб Таргонский.
По данным Государственного комитета обороны, на 8 сентября 41-го года в Ленинграде, отрезанном от страны, оставалось: муки – на 14 дней, крупы – на 23, мяса и рыбы – на 19, жиров – на 21 день. Продукты перестали продавать, город перешел на карточки. Начался голод.
«Врачи наблюдали такое явление, как уменьшение внутренних органов, – отмечает врач-педиатр, кандидат медицинских наук Алексей Балашов. – Такой орган, как сердце, который в норме у человека весит 280-300 граммов, во время блокады у взрослого человека мог весить 170-180 граммов. Оно уменьшалось в полтора-два раза и уже не способно было обеспечивать кровоснабжение человека, и он погибал».
Немцы рассчитывали, что осажденный Ленинград превратится в кладбище за месяц. Вопреки нацистской математике он жил, хотя от голодного истощения ежедневно умирало до 4 тысяч человек. С ноября 1941-го по продовольственным карточкам в день рабочие получали по 250 граммов хлеба, остальные – по 125. В блокированном Ленинграде продолжало работу более 50 промышленных предприятий. Ничего важнее задачи прорвать блокаду Ленинграда не было.
«Мой отец Владимир Спиридонович Путин, имея на руках в 1941 году так называемую бронь, которая позволяла ему работать в тылу, добровольцем ушел на фронт», – рассказывает Владимир Путин.
Еще в сентябре бойцы 115-й стрелковой дивизии, 4-й морской бригады и 1-й стрелковой дивизии НКВД смогли форсировать Неву в самом узком месте. Они получили стратегический плацдарм на левом берегу реки. Там раз за разом войска Ленинградского фронта пытались сломить противника, чтобы соединиться с частями на востоке.
«Я читал письма своего деда. Он писал письмо своему сыну в действующую армию. Простой русский человек, крестьянин, пишет с ошибками, но к сыну обращается на «Вы». Понимаете, уровень культуры какой внутренний? Там он рассказывает, как бабушка погибла, его жена, как пуля попала, как она у него на руках умирала и как он наказывает своему сыну бить фашистов», – рассказывает Владмир Путин.
«Небольшой группе солдат Красной армии удалось подняться на эти высотки и закрепиться на плацдарме глубиной до 800 метров и длиной до 2 километров. На картах штаба фронта этот участок мог быть закрыт пятикопеечной монетой сорокового года выпуска. Отсюда и пошло название Невский пятачок. Здесь были окопы и землянки, здесь лежали раненые, здесь они умирали. Потери были большие. Продолжительность жизни солдата на Невском пятачке, по подсчетам историков, доходила до 50 часов. Воду из Невы нельзя было брать до 1952 года – она была полна трупного яда», – рассказывает полковник в отставке, кандидат военных наук Александр Слесарчук.
«Отец у меня – участник Великой Отечественной войны. Воевал в том числе и на Ленинградском фронте, на так называемом Невском пятачке», – говорит Владимир Путин.
В сутки на Невском пятачке взрывалось 50 тысяч бомб и снарядов. По приблизительным подсчетам, там погибло 120 тысяч бойцов Красной армии. Одним из них едва не стал Владимир Спиридонович Путин. Однажды он с напарником пошел в разведку. Подползли к дзоту противника. Дверь открылась, и в солдат полетели гранаты. Осколок попал Владимиру Спиридоновичу в ногу.
«Отец был ранен. Но для того, чтобы он остался жив, нужно было обязательно его в госпиталь переправить. Госпиталь ‒ на другой стороне реки Невы, а чтобы туда переправить, нужно рискнуть жизнью. И, честно говоря, желающих было немного, потому что даже ночью, если ползти на другой берег Невы по льду ‒ а это была зима, ‒ человек, который бы это делал, подвергался смертельной опасности, потому что прожекторы все легко просвечивали, и любая цель достаточно легко уничтожалась», – отмечает Владимир Путин.
Спасителем оказался сосед Путиных из тверской деревни. По тонкому льду под пулями он тащил раненого через Неву…
«Перетащил на другую сторону реки Невы, доставил в госпиталь, сдал, обнял и сказал: «Ну, прощай. Ты будешь жить. А я возвращаюсь. Иду умирать», ‒ процитировал Владимир Путин.
Выжил. Много лет спустя они случайно встретились в Ленинграде в магазине.
Зиму 1941-1942 годов потом назвали «смертным временем», а алиментарную дистрофию – «ленинградской болезнью». Люди ели клей с обратной стороны обоев. Варили до состояния студня сапожную кожу и ремни. В ступках мололи перемерзшие желуди. Кипятили опилки.
Ледовая «Дорога жизни», как назвали ее ленинградцы, начала действовать в те дни, когда норму выдачи хлеба по карточкам в городе снизили в последний, пятый, раз. Военно-автомобильная дорога №101 связала Ленинград с большой землей по льду Ладожского озера. Основная трасса шла от деревни Коккорево через острова Зеленцы до Кобоны и Лаврово. Ее общая протяженность – 30 километров.
Весной продовольствие доставляли уже по открытой воде. Только от мыса Осиновец из Ленинграда на баржах и буксирах продолжали вывозить детей, женщин, раненых.
«На этой территории в короткое время был развернут целый порт для приема материальных средств и эвакуации населения. Были созданы складские помещения, перевалочные базы, сортировочные пункты. Водители работали по 48 часов, совершая до трех-четырех рейсов. Бытует такая легенда, что некоторые водители над головой в кабине подвешивали котелок с гайками и болтами, которые создавали шум, не позволяя им уснуть», – рассказывает Александр Слесарчук.
Организация движения по «Дороге жизни» зимой стала победой советской инженерной мысли над гитлеровской тактикой использования голода в качестве средства ведения войны.
23 декабря 1941 года Ленгорисполком принял постановление о проведении новогодних елок. В него был включен особый пункт: вместо подарков – кормить детей обедом «без вырезки талонов из продовольственных карточек». Педиатрический институт разрабатывал эти обеды из сои, восстановленного растительного масла, олифы.
«Для меня это не пустой звук, я знаю это не понаслышке, а по рассказам своих родителей, потому что отец защищал свой родной город на фронте, а мама была в блокадном городе с ребенком, который действительно умер зимой 1942 года и похоронен на Пискаревском мемориальном кладбище в Петербурге среди тысяч, сотен тысяч других горожан», – говорит Владимир Путин.
В блокадном Ленинграде погиб каждый седьмой ребенок. В 1941-м малыши еще появлялись на свет, но редко кто доживал до полугода – у матерей не было молока. Вместо него врачи пытались использовать соевое или дрожжевой суп.
«Подтверждено, что во время блокады Ленинграда заболеваемость инфекционными болезнями была ниже, чем в довоенное время, – отмечает Алексей Балашов. – Более опасными были дифтерия, коклюш, оспа, туберкулез. От дифтерии погибали в основном от интоксикации и из-за того, что пленка, которая образовывалась, перекрывала дыхательные пути, и дети задыхались. В настоящее время новорожденные прививаются от коклюша, дифтерии, столбняка комплексной вакциной. Она надежная, безопасная и дает стойкий иммунитет, защищающий организм».
Одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе стал детский дневник. В телефонной книжке синим карандашом 11-летняя Таня Савичева оставила всего девять записей:
Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года…
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня…
Лека умер 17 марта…
Дядя Вася умер 13 апреля…
Дядя Леша – 10 мая…
Мама – 13 мая…
Савичевы умерли
Умерли все
Осталась одна Таня
Кладбище на полях совхоза «Пискаревский» в Ленинграде создали еще до Великой Отечественной войны. По подсчетам военных, жертвами возможных боевых действий могли оказаться 45 тысяч мирных жителей. С первого дня осады города стало понятно: ошиблись – 26-ти гектаров не хватит.
«Здесь похоронены почти 400 тысяч мирных жителей блокадного города и 50 тысяч его защитников. Бригады саперов приезжали с 6 утра, взрывали землю, экскаваторами готовили траншеи. Умерших привозили в гробах, которые разбивали на дрова. Трупы складывали штабелями десятками, сотнями. Имена записывали очень редко», – приводит ужасающие цифры Александр Слесарчук.
Владимир и Мария так и не узнали, где похоронен их сын Виктор. Документы смогли разыскать только в 2000-х. Пискаревское кладбище, могила номер 27.
«Поисковики моего брата нашли, который на Пискаревке захоронен оказался. Родители даже не знали, просто бумажку им прислали, что умер во время блокады. Даже участок нашли конкретный», – рассказал Владимир Путин.
Зима 1941-1942 годов была аномально холодной – до минус 32 градусов. Замерз водопровод, не работала канализация. Горожан одолевали вши – переносчики тифа. Чтобы запустить эпидемию, враг перебрасывал через линию фронта обессиленных зараженных детей и подростков.
«Ежедневно ленинградские дворы патрулировали дезинфекционные бригады. Их организовал руководитель городского здравоохранения Федор Машанский. И он сам говорил, что установил в городе «санитарный террор». Жители блокадного города должны были впускать медицинских работников для того, чтобы те проводили санитарную обработку самих людей, их вещей от блох, от других паразитов. Они могли даже принудительно открывать квартиры. И тех, кто отказывался, тех ждали штрафы и принудительные работы. В зиму смертность увеличилась, и бригады выносили трупы из квартир», – комментирует Алексей Балашов.
Общее число жертв блокады Ленинграда войсками нацистской Германии и их пособниками – не менее 1 миллиона 93 тысяч 842 человек.
12 января 1943 года началась победная операция по прорыву блокады Ленинграда. Название ей дал лично председатель Государственного комитета обороны Иосиф Сталин – «Искра». Из нее должно было возгореться «пламя». Для наступления выбрали участок между Шлиссельбургом и Синявино – 15 километров леса, болотистых топей и залитых водой торфяных полей.
«Операцию планировали на 1 января 1943 года, но ее пришлось перенести, потому что началась оттепель, и по этим болотам танки бы просто не прошли. Когда операция началась, мороз был минус 23 градуса. Для людей это был адский холод, но танки прекрасно перемещались по этой местности, – рассказывает Глеб Таргонский. – Во время наступления 136-й стрелковой дивизии в окопах заиграл «Интернационал». Это был гимн Советского Союза. И финальным аккордом прозвучал залп наших легендарных «Катюш», которые ударили по врагу. Именно здесь, в районе одного из рабочих поселков, и встретились войска Волховского и Ленинградского фронтов. Солдаты, офицеры, взрослые мужчины не сдерживали эмоций. Они обнимали друг друга и плакали».
Ждать полного освобождения Ленинграду пришлось еще год. За это время случилось то, что называют блокадным демографическим чудом. В городе снизилась смертность. К концу 1943-го она достигла довоенного уровня. В Ленинграде даже чаще, чем в мирное время, стали заключать браки. А в 1944 году детей родилось на треть больше, чем в 1940-м.
«Непокоренный Ленинград стал настоящей легендой, а величие силы духа и веры в победу его жителей – вершиной человеческого достоинства. Лишенные еды, света, тепла, они продолжали трудиться в госпиталях, заниматься искусством, наукой и просвещением и, жертвуя собой, сберегли великий город для будущих поколений», – отмечает Владимир Путин.
1 мая 1945 года в приказе Верховного Главнокомандующего маршала Сталина были названы города-герои Советского Союза, и первым из них – Ленинград.
Подробнее в сюжете: Память сердца
Читайте также: