Во время блокады осажденному Ленинграду помогали все союзные республики. В Казахстан вывозили детей, а в обратную сторону шли поезда с продуктами и различными вещами, сообщает корреспондент «МИР 24» Александра Салмина.
Без света, воды и тепла. Сложнее всего пришлось зимой 41-го, вспоминает Михаил Ефимович. В Ленинграде морозы под 40, а из еды клей, и тот редко. Маленький Миша уже почти не вставал с кровати. За несколько дней до Нового года учительница позвала его на утренник в школу.
«Когда сказала наша учительница, что кормить там будут, ничего удержать не могло. Была елка, в самом деле, и тогда нам дали из крапивы какую-то еду, и дали всем по большому куску шоколада, назад шли – все позасовывали куда-нибудь поглубже, чтобы бандюки какие-нибудь не встретили, не отобрали. А это богатство такое. За него фортепиано можно было купить», – рассказал житель блокадного Ленинграда Михаил Зельцер.
По ночам в квартирах не зажигали керосиновые лампы и плотно зашторивали окна иначе в дом летели зажигательные бомбы.
Галине Зенкевич тогда только исполнилось четыре года. Но хорошо помнит, как ходила с мамой на дежурства во время авианалетов. Женщины на чердаках всматривались в небо, чтобы быстрее заметить снаряд. Длинными щипцами его опускали в бочки с водой и тушили. Вскоре Галину вместе с матерью эвакуировали в Нижний Новгород.
«Немножко отплыли от берега, и налетел самолет. Бомбы падали со всех боков, и поскольку было солнце, попадая в воду, бомба выбрасывала большой столб воды, который на мелкие капли распадался, они все на солнце светились разноцветными огнями, и было очень красиво. Взрослые замерли около своих вещей, а дети бегали от одного борта к другому», – сказала жительница блокадного Ленинграда Галина Зенкевич.
Ладожское озеро стало единственным путем сообщения с внешним миром. Проложенная «Дорога жизни» была спасением, но смертельно опасным.
«Казахстанские формирования также обеспечивали связь с большой землей и прокладку «Дороги жизни», работали шоферами и также уходили под лед, погибали, как и любой советский солдат», – сказала доктор исторических наук, профессор Лайла Ахметова.
По «Дороге жизни» помощь ленинградцам поступала из всех союзных республик. Из Казахстана к июню 1942-го было отправлено 139 вагонов. Ни одна область не осталась в стороне. Последним делилась каждая степная юрта.
«Есть снимки, где женщины сдают серебряные украшения и ложки, чтобы помочь. Собирали и теплые вещи», – сказал руководитель отдела Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи Казахстана Енлик Толыкбаева.
В архивах сохранились уникальные кадры: казахстанцы грузят продовольствие для блокадников. Все, что могли собрать: хлеб, мед, мясо, яблоки. И даже перегоняли в Ленинград коров, овец и лошадей.
«Перегоняют пешком, пехом до Ленинграда, допустим, из Акмолы, вот представьте расстояние. И они два-три месяца шли. Война, может быть бандитизм, и причем гнали дети этот скот, сельские дети, и довозили, доходили», – отметила Лайла Ахметова.
Навстречу эшелонам с грузами для Ленинграда в Казахстан шли составы с детьми. Местные принимали их как своих, делили с ними жилье и хлеб. Впоследствии многие назад не вернулись. Казахстан стал для них домом.
Подробнее в сюжете: Блокада Ленинграда
Читайте также: