30 января киностудии «Мосфильм» исполнилось 100 лет. Именно в этот день 1924 года состоялась премьера драмы «На крыльях ввысь» Бориса Михина – первого фильма, снятого на главной отечественной кинофабрике. Сто лет назад советские кинематографисты открыли главные законы киноискусства. По ним до сих пор работают лучшие режиссеры во всем мире, рассказывает обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.
«Мосфильм! Как много в этом звуке и в этом кадре! Здесь все символично. Самобытный талант и великий труд, яркие звезды и кремлевские куранты, что уже целый век отмерили. Золотой век, мосфильмовский», – отметил журналист.
Впервые знаменитая заставка появляется в 47-м в фильме «Весна» режиссера Григория Александрова. Это музыкальная комедия с элементами научной фантастики. Красоты много не бывает – даешь двойную порцию. Любимица публики Любовь Орлова играет сразу две роли, позже этот киноприем станет популярным.
«Мосфильм» – это такая естественная часть нашей истории. Он живет жизнью страны», – заявил кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
История самой киностудии начинается в первые годы советской власти. Здание на Житной улице в Москве – центр кинореволюции. Предтеча «Мосфильма» – первая фабрика Госкино – дебютный фильм выпускает в январе 24-го. А уже в следующем году оглушительный успех в мире немого кино. «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Его выход словно выстрел «Авроры». В черной-белом фильме внезапно появляется цвет – флаг красят на пленке вручную. А сцену с коляской на одесской лестнице полвека спустя Голливуд беззастенчиво скопирует в «Неприкасаемых» – мол, какой же это плагиат? Цитата из классики! Новаторские идеи – на поток. В кино появляется звук, и тут же – эксперименты с ним. «Новый Гулливер» Александра Птушко, где в страну лилипутов попадает пионер, – первый в истории полнометражный фильм с объемной мультипликацией. Полторы тысячи кукол, в том числе глиняных, анимируют покадрово. Этот фильм снимают уже не в старом здании – киностудия меняет прописку. Для производства нужен простор. Новый киногород строят за пределами столицы – на Воробьевых горах, в деревне Потылиха.
«Появились такие публикации в газетах «Даешь Голливуд на Потылихе!». Идея была не том, что «Мосфильм» взял опыт Голливуда. Это была такая необходимость. По-другому уже снимать было невозможно», – пояснила руководитель Информационного центра киноконцерна «Мосфильм» Гаянэ Амбарцумян.
Между двумя кинолентами Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» и «В шесть часов вечера после войны» всего три года, но какой контраст. К началу войны большую часть фильма «Свинарка и пастух» уже сняли. Киноэкспедиция в Кабардино-Балкарию завершается 22 июня 41-го.
«Пырьев, как и многие другие, подал заявление в военкомат, чтобы его взяли на фронт. Во двор военкомата приехала машина, и его, что называется, просто поставили перед фактом, что надо возвращаться на киностудию и быстро заканчивать картину», – рассказала Гаянэ Амбарцумян.
Осенью того же года «Мосфильм» эвакуируют в Казахстан. На время войны здесь создают Центральную объединенную киностудию – ЦОКС, куда входят творческие коллективы «Мосфильма», «Ленфильма» и только что образованной Алма-Атинской киностудии художественных фильмов.
«С того, что «Мосфильм» находился здесь, начался «Казахфильм». Вся техника практически осталась здесь», – отметил режиссер театра и кино Игорь Гонопольский.
Вместо павильонов используют цирк-шапито, филармонию и кинотеатр. На декорации не хватает фанеры – их плетут из тростника и камыша. Но и в таких условиях появляются шедевры. Например, «Иван Грозный» Эйзенштейна. Сам Сталин фильм заказывает, а потом и редактирует.
Очередной прорыв в 57-м. «Летят журавли» Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского. Новые художественные приемы и новые смыслы. О войне через человеческую историю. Первые – в космосе и первые – в кино. С 60-х годов киностудия производит 30-40 фильмов в год.
«Давайте делать 10 фильмов, но только хорошие. Так не бывает. В кино так не бывает. Вы сделаете 300 фильмов, и у вас появятся 10 хороших, 30-40 очень приличных и какое-то число профессиональных», – отметил Карен Шахназаров.
Хотя у «Мосфильма» процент явно выше. Тут и уникальный язык Тарковского, и добрая ирония Данелия, и ушедшие в народ комедии Гайдая и Рязанова.
В 67-м на экраны выходит «Война и мир» Сергея Бондарчука. Масштабы батальных сцен поражают. Специально для картины кинематографический кавалерийский полк создают – полторы тысячи всадников! Первый бал Наташи Ростовой хотят снимать в Таврическом дворце, но не судьба. И в роскошный зал превращают павильон №1 «Мосфильма». Реквизит собирают со всей страны, например, люстры одалживают у кинотеатра «Победа».
Фильм получает «Оскара». Следующий «Оскар» киностудии за картину совсем иного плана – мелодраму «Москва слезам не верит». Чтобы узнать, кто победил, режиссер Владимир Меньшов, ныне покойный, слушал «вражеские» радиоголоса.
«Я понимал, что не я получу. Там была такая команда: Куросава, Трюффо. Ну когда выяснилось, что это я…Это было зрелище», – делился народный артист РСФСР Владимир Меньшов.
Двумя годами ранее еще и Гран-при Каннского фестиваля. Андрей Кончаловский получает госзаказ на рекламу советской нефтяной промышленности, а выдает эпическую драму «Сибириада»: человеческие судьбы, история страны с начала века. И про нефтяников не забывает.
Композитор Эдуард Артемьев да актер Никита Михалков и в картине режиссера Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Эдакий советский вестерн про чекистов, а точнее истерн, становится культовым.
Затем наступают 90-е: другая страна, а значит, другое кино. В 98-м «Мосфильм» возглавляет Карен Шахназаров. В это время в киноиндустрии республик бывшего Союза – кризис.
«Монтажные столы у нас были одесские, кстати, они превосходили все западные аналогии. К сожалению, после 1991 года наша кинопромышленность в этой сфере технической полностью исчезла», – отметил Шахназаров.
Для покорения своей киновселенной «Мосфильм» начинает вкладывать почти все заработанные деньги в разнообразные «гравицапы» – современную киноаппаратуру и не только.
«Этот город с архитектурой XIX века построили в веке XXI специально для фильма Карена Шахназарова «Всадник по имени смерть». Какие города здесь только не снимали: и российские, и западноевропейские. При этом декорации, конечно, немного перестраивали. Общая территория площадки вроде бы небольшая, всего-то чуть больше гектара. Здесь хватает закоулков, подворотен и фактурных фасадов, чтобы создать впечатление, что съемка происходит в самых разных локациях», – рассказал журналист.
Модернизирована тон-студия для шумового и речевого озвучивания. Новый «Дом костюма и реквизита» – здесь 400 тысяч единиц хранения. Плюс новый съемочный павильон, самый большой в Европе. Площадь 2 300 квадратных метров и высота 16 метров.
«Декорация может быть более высокой, более масштабной, а соответственно с камерой ты можешь отходить, потому что вы понимаете, ты не видишь лесов, ты не видишь потолка», – пояснил Шахназаров.
В общем, 100 лет спустя «Мосфильм» готов к новой кинореволюции. Технологии и возможности есть, дело за новыми талантами и идеями.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе