Петр I заложил научный суверенитет страны, который продолжает крепнуть и спустя три века. Во время путешествия по Европе он в промышленных масштабах скупал редкости, инструменты и книги. Именно с этого начался грандиозный проект императора – Академия наук. Как коллекция заграничных диковин превратилась в музей, библиотеку, а затем в академию и кто сегодня в России стоит за разработкой квантового компьютера, восстанавливает фрески с помощью искусственного интеллекта, проводит опыты на адронном коллайдере и имплантирует в глаза искусственную роговицу, разобрались корреспонденты «МИР 24» Анастасия Стурова и Артём Васнёв в «Специальном репортаже».
«Петр I использовал знакомые ему по европейскому опыту инструменты, для того чтобы осуществить основные свои идеи – управление России «мозгами», смыслами. Для этого наука нужна не как самоцель, а наука практичная», – рассказывает член-корреспондент РАН, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Андрей Головнёв.
Как уникальная коллекция обретала дом и разрасталась за счет диковин, найденных уже в России? Где открывались первые библиотеки, музеи и консерватории? Почему здание Академии наук в 30-е годы XX века было решено перенести из Петербурга в Москву? И какие поистине грандиозные проекты разрабатываются российскими учеными сегодня? Смотрите в нашем «Специальном репортаже».
Подробнее в сюжете: Специальный репортаж