Советско-афганская война продолжалась с 24 декабря 1979 года по 15 февраля 1989-го, за это время СССР потерял более 15 тысяч солдат и офицеров убитыми. В день 35-летия вывода советских войск из республики MIR24.TV рассказывает о роли в этих событиях легендарной Витебской дивизии, которой официально в Афганистане не было, однако именно десантники 103-й воздушно-десантной дивизии одни из первых зашли, а через 10 лет прикрывали вывод советский войск.
Смотрите в субботу, 17 февраля, в 10:10 х/ф «В зоне особого внимания» (боевик, СССР, 1977) на телеканале «МИР». Режиссер: Андрей Малюков. В ролях: Борис Галкин, Михаил Волонтир, Сергей Волкош, Игорь Иванов, Анатолий Кузнецов и др. В тот же день с 14:10 – т/с «Операция «Мухаббат» (приключения, мелодрама, Россия, Украина, 2018). Режиссер: Олег Фомин. В ролях: Илья Малаков, Сергей Стрельников, Аглая Тарасова, Юлия Погребиньская, Виктория Литвиненко и др.
Весной 1978 года в Афганистане случился военный переворот («Апрельская революция»): президент страны Мухаммед Дауд был свергнут и к власти пришли просоветские социалисты с антиклерикальной, антифеодальной, антикапиталистической программой – Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА). Но уже в 1979-м внутриполитическая ситуация накалилась до предела. В марте в Герате вспыхнул антиправительственный мятеж, тогда власти Демократической республики Афганистан (ДРА) впервые обратились к советскому руководству с просьбой о прямом военном вмешательстве, за год она повторилась около 20 раз. В том же году президент США Джимми Картер подписал секретный указ о финансировании антиправительственных сил в Афганистане – США после Исламской революции в Иране требовался новый союзник в регионе.
«Согласно официальной версии истории, помощь ЦРУ моджахедам началась в течение 1980 года, то есть после того, как советская армия вторглась в Афганистан 24 декабря 1979 года. Но реальность, державшаяся в секрете до сегодняшнего дня, является иной: на самом деле президент Картер подписал первую директиву о тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле 3 июля 1979 года, – откровенничал в интервью французскому журналу Le Nouvel Observateur Збигнев Бжезинский в 1998-м. – И в тот же день я написал докладную записку для президента, в которой я ему объяснил, что по моему мнению эта помощь повлечет за собой советское военное вмешательство».
Под контролем США начались поставки оружия, в Пакистане развернулись центры подготовки антиправительственных вооруженных группировок, оппозиция набирала силу. В сентябре 1979 года генсек ЦК НДПА Нур Мухаммад Тараки был арестован и убит по приказу Хафизуллы Амина – одного из лидеров фракции «Хальк», в 1978-1979 годах министра иностранных дел ДРА. Репрессии, инициированные Амином, коснулись армии – главной опоры НДПА. С учетом внутрипартийной борьбы, ошибок в земельной реформе, перегибов в вопросах религии, недовольства военных стало ясно, что режим, установившийся в Кабуле, падет, а к власти придут враждебные СССР силы. И тогда советское руководство приняло решение ввести войска для урегулирования внутриполитического кризиса в стране и изменения соотношения сил в регионе на фоне ситуации в Иране, сближения Египта и Китая с США – все это сулило рост влияния НАТО у южных границ СССР и дестабилизацию в среднеазиатских республиках. На место Амина советское руководство хотело поставить лидера фракции «Парчам» Бабрака Кармаля.
Окончательное решение о вводе войск было принято на заседании Политбюро 12 декабря 1979 года, а 23 декабря министр обороны Дмитрий Устинов подписал директиву № 312/12/001 на ввод, которая не предусматривала участия советских войск в боевых действиях на территории Афганистана.
«Предполагалось, что советские войска станут гарнизонами и возьмут под охрану важные промышленные и другие объекты, высвободив тем самым афганские части для активных действий против отрядов оппозиции, а также против возможного внешнего вмешательства», – пишет историк Александр Волков в статье «Ввод советских войск в Афганистан».
Стоит отметить, что все руководство Генштаба до принятия политическим руководством СССР окончательного решения выступало резко против ввода войск. «75 тысяч обстановки не стабилизируют, это безрассудство», – заявил начальник Генштаба Николай Огарков Устинову. Все помнили об уничтожении отряда Эльфинстоуна во время первой англо-афганской войны. Тогда из 16 тысяч отступающих из Кабула войск до Джелалабада дошли лишь полковой врач и несколько индийцев…
Переход государственной границы между СССР и ДРА был назначен на 15:00 по московскому времени (17:00 – по кабульскому) 27 декабря. Однако еще утром 25 декабря по наведенному понтонному мосту через Амударью переправился 4-й батальон 56-й гвардейской десантно-штурмовой бригады с задачей захватить высокогорный перевал Саланг и обеспечить проход к Кабулу. Днем переправу начала 108-я мотострелковая дивизия, развернутая в узбекском Термезе. В арьергарде дивизии шел батальон 191-го мотострелкового полка 201 мотострелковой дивизии.
В 18:00 по местному времени началась переброска по воздуху десанта с посадкой самолетов на аэродромах Кабул и Баграм. Воздушную границу Афганистана пересекли военно-транспортные самолеты с личным составом и боевой техникой 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка. По воздуху было переброшено 7700 человек личного состава, 894 единицы боевой техники и 1062 тонны различных грузов. 37 «голубых беретов» погибли в результате трагедии: 25 декабря Ил-76 разбился при заходе на посадку в Кабуле.
В характер своих действий в Афганистане бойцы не были посвящены до последнего момента. Лишь 26 декабря задачу уточнили: к 19:30 приказывалось выйти к объектам в назначенных районах столицы и усилить их охрану, а также воспрепятствовать подходу к Кабулу «вооруженных группировок»…
История Витебской дивизии начинается с Великой Отечественной войны, когда из 13-й гвардейской воздушно-десантной дивизии была сформирована 103-я гвардейская стрелковая дивизия, участвовавшая в боях за освобождение Венгрии, Австрии, Чехословакии. В 1946-м местом ее постоянной дислокации стал Витебск. 11 декабря 1979 года дивизия была приведена в полную боевую готовность, а 25-го числа поднятых по тревоге десантников ожидал вылет по маршруту Витебск – Каменск-Уральский – Черчик (город в Узбекистане) – Кабул. Все надеялись, что возьмут столицу Афганистана, передадут пехоте и вернутся в пункты постоянной дислокации, но, по личной просьбе Бабрака Кармаля, находившегося в тот момент в Баграме под охраной, десантура задержалась в республике на 10 долгих лет.
Генерал-майор ВДВ Анатолий Качанов в годы Советско-афганской войны был начальником разведки 317-го гвардейского полка 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. По его словам, витебских десантников отправили в Афганистан вместо 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (Ферганской), личный состав которой имел профессиональную подготовку в условиях гор и пустыни, но буквально за три месяца до начала войны был передан в центральные округа.
«Когда мы входили в Афганистан, на боевых машинах десанта эмблемы закрашивали. Тельняшки все убирали. Погоны, шевроны десантных войск снимали, чтобы показать, что десантники там не воюют. Потому что назначение десантных войск – захват территорий, захват важных стратегических объектов. А мы как будто там ничего не захватывали», – рассказывал Анатолий Петрович в одном из интервью.
27 декабря 1979 года спецназовцы, «мусульманский батальон», 9-я парашютно-десантная рота 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка брали «дворец Амина» – королевский дворец Тадж-Бек в Кабуле, операция называлась «Шторм-333». Хафизулла Амин был убит, а Кармаля Бабрака в ночь с 27 на 28 декабря на боевой машине десанта перевезли из Баграма в Кабул. Тем временем 103-я воздушно-десантная дивизия захватила штаб центрального армейского корпуса афганский вооруженных сил – охрана штаба разбежалась при первых же выстрелах. Как выяснилось, 70 человек спрятались в караульном помещении.
Десантники успешно выполняли все поставленные задачи, притом что работать приходилось даже без бронежилетов. Блокируя объекты, подразделения «голубых беретов» подавляли сопротивление и вынуждали прекращать огонь и сдаваться, с помощью переводчиков убеждали солдат в бессмысленности кровопролития. Так, выполняя задачу по блокированию воинских частей, один из парашютно-десантных полков 103-й дивизии, совершив ночной рейд, вышел к расположению кабульских гарнизонов и воспрепятствовал выступлению афганских войск. Были взяты под контроль штабы пехотной дивизии и бригад, парк боевых машин и танков, склад горюче-смазочных материалов.
Первая по-настоящему боевая операция Витебской дивизии случилась в марте 1980 года – за нее двое бойцов шестой разведроты, Николай Чепик и Александр Мироненко, первыми получили звание Героев Советского Союза. Посмертно. В провинции Кунар на востоке ДРА, недалеко от границы с Пакистаном, взбунтовался афганский Асмарский пехотный полк. Офицеров-коммунистов, советских советников убили, часть солдат разбежалась, часть перешла на сторону мятежников. Полк прикрывал главное направление – путь на Кабул со стороны Пакистана и на Джелалабад, в итоге дорога к столице оказалась открытой. Встревоженный Бабрак Кармаль послал секретную депешу в Москву.
Рано утром 29 февраля 1980 года витебских десантников привезли на Кабульский аэродром, выдали дополнительный комплект боеприпасов, построили и определили боевую задачу: зачистить местность в районе высадки. О тех местах, где им предстояло выполнять задачу – вотчине душманов всех мастей – мрачно шутили: «Если хочешь пулю в зад, прилетай в Асадабад!» В район десантирования сначала высадили разведывательную роту полка, которая должна была занять оборону и прикрывать высадку основных сил.
«Вертолеты приземляются. С площадок высадки смотрим по сторонам и понимаем, что что-то тут не то. Не стреляют в нас. И только когда мы спустились в долину, нас как начали долбать со всех сторон, – вспоминал Качанов. – Откуда, мы даже понять не можем, потому что в горах эхо разносится. И били-то по нам по-умному. Они знали, что если рядом с человеком радиостанция, то это значит командир: отделения, взвода, роты…. И вот эти ячейки управления они начали сразу же выбивать. И первые, самые большие потери были среди офицеров и сержантов».
Только в 2014 году на могиле Александра Мироненко на Новозападном кладбище в Пензе появился памятник. Александр родился и жил в Душанбе, занимался боксом, стал кандидатом в мастера спорта, с отличием окончил строительный техникум, а потом в составе 103-й Витебской дивизии ВДВ был отправлен в Афганистан. Незадолго до операции по уничтожению взбунтовавшегося полка по позициям душманов отработала авиация, и они забились в горные щели. Тем временем 300 десантников высадили с 28 вертолетов в густой туман.
«Вертушки» кружились, а сесть не могли, – объяснял гвардии рядовой Сергей Шугаев. – Зависли над горами в двух метрах от земли, и мы попрыгали в это «молоко». Старший сержант Мироненко вместе с рядовыми Сергеевым и Задворным побежали в кишлак, откуда доносилась стрельба. «Духи» (душманы, – Прим. ред.) не ожидали такой наглости от шурави (так афганцы называли советских солдат, – Прим. ред.), которые оказались в центре расположения мятежного полка. Больше ребят я не видел».
В том бою погибло 37 советских десантников. Мироненко, Сергеева и Задворного искали три дня. Сергеев нашелся в горах живым, но в состоянии шока. Задворный был жестоко убит, Мироненко обнаружили в «каменном мешке» в скале – раненый, он подорвал гранатой себя и «духов». К тому моменту все шурави в Афганистане знали, какие чудовищные пытки применяли моджахеды к пленным, поэтому сдаться душманам живьем было худшим вариантом развития событий.
По воспоминаниям Качанова, возглавившего после отставки Союз десантников Челябинской области, в Афганистане против СССР воевали далеко не только афганцы. По пустыне Регистан между Афганистаном и Пакистаном шли бесконечные караваны с оружием и боеприпасами, а сопровождали этот трафик вооруженные иностранные инструктора с опытом горячих точек в Африке, Южной Америке, Азии. Среди них десантникам попадались американцы, немцы, англичане, французы, итальянцы, евреи, китайцы… «Работало» в руках душманов и западное оружие.
Гвардии подполковник запаса, на тот момент старший лейтенант Игорь Федоров командовал взводом разведроты 357-го гвардейского парашютно-десантного полка 103-й дивизии. Военный рассказывал случай: его взвод должен был из укрытия подавлять душманские «точки» вблизи аэродрома, откуда противник вел прицельный огонь. И вот «духи» выпускают ракету из американского ПЗРК «Стингер» в сторону идущего на посадку в Кабуле Ил-76 с двумя сотнями ребят на борту. Каким-то чудом ракета прошла в двух метрах ниже самолета, а предчувствие катастрофы стало для Федорова ночным кошмаром. Подобное чудо произошло в феврале 1989 года, когда советские войска покидали Афганистан – последней выходила 103-я дивизия ВДВ. На перевале Саланг колонну накрыла лавина, которая словно пушинку потащила в пропасть КАМАЗ с тремя бойцами. И вдруг лавина остановилась, когда машина была уже в метре над пропастью. Не теряя ни минуты КАМАЗ начали откапывать лопатами, все остались живы и невредимы.
Вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988 года. В соответствии с заключенными Женевскими соглашениями об урегулировании положения вокруг ДРА, СССР обязывался вывести контингент за девять месяцев. По итогам Советско-афганской войны семь военнослужащих 104-й Витебской дивизии ВДВ удостоились звания Героя СССР: старшие сержанты Александр Мироненко и Николай Чепик, ефрейтор Александр Корявин, старший лейтенант Владимир Задорожный, генерал-майоры Павел Грачев и Альберт Слюсарь, майор Александр Солуянов. 16 человек были награждены орденом Ленина, 138 – орденом Красного знамени, 3277 – орденом Красной звезды. Всего правительственными наградами было награждено более 11 тысяч «голубых беретов», 907 десантников погибли.
Подробнее в сюжете: Афганистан