В Армении утвердили поправки в закон «О трансплантации органов». Сейчас в стране можно пересаживать только почки, печень и роговицу. Причем донорами выступают близкие родственники. Что изменится, узнал корреспондент «МИР 24» Армен Осипянц.
После сдачи анализов – визит к кардиологу. Беседа о самочувствии, УЗИ сердца и ЭКГ. И так каждые три месяца. Егише Хачатрян – особый пациент: единственный в Армении человек, которому сделали трансплантацию сердца.
«У Егише стабильное состояние, нарушений в работе сердца нет. Он ответственный, вовремя приходит на обследование и принимает лекарства, соблюдает все рекомендации: никаких вредных привычек, питаться здоровой пищей, снижающей холестерин, часто гулять на свежем воздухе, быть физически активным», – рассказала кардиолог медцентра Сирануш Григорян.
Проблемы с сердцем у Егише Хачатряна появились в 2004-м: боль в груди, слабость, нехватка воздуха. Исследования показали: он перенес инфаркт. Второй произошел через четыре года. Однако после лечения в кардиоклинике состояние не улучшилось. После многочисленных хождений по врачам стало ясно: сердце и сосуды повреждены настолько, что даже стентирование и шунтирование не помогут: нужна пересадка сердца, которую в Армении не делают.
«В 2012 году я уже не мог дышать без кислородного аппарата. Брат отвез меня в Новосибирск, где консилиум подтвердил: поможет только трансплантация. Посоветовали клинику в Минске. Мы поехали туда, меня включили в лист ожидания. Через 15-20 дней нашелся донор, здоровый 30-летний парень, погибший в аварии», – рассказал Егише Хачатрян.
Операцию делал известный кардиохирург доктор медицинских наук, профессор Юрий Островский. К тому времени в минском кардиоцентре уже провели около 100 трансплантаций сердца.
«Технология уже была отработана, опыт уже был, ситуация определялась состоянием пациента и необходимостью пересадки сердца. Другое дело, что подбор пары донор-реципиент – это всегда проблема. Это, конечно, зависит от веса, роста, группы крови, от анализов и cross-match теста на совместимость. И трансплантация осуществлялась в соответствии с этими критериями и законом», – объяснил кардиохирург, замдиректора Республиканского научно-практического центра Юрий Островский.
Операция, обследования и лекарства обошлись в 55 тысяч долларов. Все оплатили брат с друзьями. Во время беседы, глядя на фотографию хирурга, Егише улыбается.
«Конечно, помню Юрия Петровича, он добрый человек. Благодарен ему, всему медперсоналу, нашим врачам, следящим за моим состоянием, брату и всем, кто помог. Знаю, что очень много людей ожидают трансплантации, я прошел через это и хочу призвать сограждан изменить свое отношение к этому, согласиться на забор органов их родственников после смерти, ведь будут спасены многие жизни», – сказал Егише Хачатрян.
В Армении пересаживают только почки, печень и роговицу. Доноры – близкие родственники. Согласно закону «О трансплантации органов и тканей человеку», если человек письменно не отказался, то после смерти считается потенциальным донором, если его родственники согласны на забор органа. Но до сих пор таких случаев не было. Минздрав разработал поправки. Изменение законодательства приблизит внедрение посмертного донорства и создание реестра реципиентов.
«В случае изменения закона можно будет создать список органов от посмертных доноров, что позволит проводить трансплантацию сердца, легкого, поджелудочной железы и осуществлять больше пересадок почек. Сегодня в Армении диализ получает 1100 пациентов, из них 400 нуждаются в трансплантации почки. А реестр реципиентов можно будет внедрить после подключения к системе электронного здравоохранения всех профильных медцентров», – пояснила заведующая отделением гемодиализа медцентра, консультант по гемодиализу министра здравоохранения Армении Элен Назарян.
Специалисты отмечают: внедрение посмертного донорства в разы повысит шансы на спасение жизней людей. Егише Хачатрян вечером с соберется с семьей, чтобы отметить второй день рождения и поблагодарить всех, кто подарил ему вторую жизнь.
Подробнее в сюжете: Медицина