Такер Карлсон на этой неделе поделился подробностями своего разговора с Джулианом Ассанжем. Основатель WikiLeaks уже 12 лет находится в заточении и пытается добиться отмены экстрадиции в США, где ему грозит пожизненный тюремный срок за раскрытие секретов ЦРУ. Роман Никифоров о самом громком расследовании XXI века.
«Сейчас он находится в самой страшной тюрьме Великобритании Белмарш, которую называют британской Гуантанамо. Это тюрьма строгого режима. Каждый пятый заключенный – убийца», – рассказала жена Джулиана Ассанжа Стелла Ассанж.
Интервью Стеллы Ассанж 2020 года. С тех пор для ее мужа Джулиана ничего не изменилось. Так называемый «порядок посещения» она уже наизусть выучила. Теперь знакомит с ним журналиста Такера Карлсона перед совместным визитом к супругу.
«Берут отпечатки пальцев. Затем вас обыскивают, заглядывают в рот, за уши, осматривают волосы», – уточнила Стелла Ассанж.
Всего же отпечатки пальцев у посетителей берут четыре раза за каждый проход, а к обычному обыску добавляют обыск с собакой.
Казалось бы, куда уж хуже? Но теперь австралийского журналиста могут экстрадировать в США. И тогда Стелла может Джулиана вообще никогда не дождаться. Ему грозит 175 лет заключения.
«Они отдают Джулиана в руки страны и людей, которые замышляли его убийство», – говорит Стелла Ассанж.
Одно из самых известных видео, опубликованных Ассанжем, снято в 2007-м. Американские вертолетчики расстреливают группу мирных иракцев, в том числе двух репортеров агентства Reuters.
«Видео стало проблемой для правительства, потому что официальные лица лгали о том, что произошло в тот день. В какой-то момент Пентагон заявил, что видео вообще не существует», – отметил журналист Такер Карлсон.
Основанная Ассанжем организация WikiLeaks выложила в сеть сотни тысяч армейских и дипломатических документов США о войне в Афганистане и Ираке.
Свой главный сервер Ассанж разместил в Швеции, считая ее оплотом свободы слова. Но именно здесь его и начали преследовать. В 2010-м сразу две шведки написали заявления в полицию – за секс без презерватива. В одном случае Ассанж якобы проигнорировал просьбу предохраняться, а вторую партнершу и вовсе не спрашивал во время любовных утех – та спала. В Швеции такое считается уголовным преступлением. На следующий день дамы сердца заявления забрали но тут уже возбудилась прокуратура. И все равно возбудила дело об изнасиловании.
«Это был худший опыт в моей жизни. Проснуться однажды утром и увидеть, как шведские таблоиды сообщают, что идет розыск двойного жестокого насильника», – признавался блогер.
Джулиан бежал в Лондон. Стокгольм потребовал выдачи. Тогда Ассанж попросил защиты у посольства Эквадора. Здесь у него уже были друзья: например, консул Фидель Нарварес. В интервью нашему телеканалу он вспоминает: журналисту разрешили остаться.
«Это была отнюдь не комфортная жизнь. Посольство Эквадора в Лондоне – это небольшая квартира. Она предназначена для офисов. Она не рассчитана на то, чтобы быть домом», – отметил друг Джулиана Ассанжа Фидель Нарваес.
Выходить на улицу нельзя – за окном его караулила полиция, круглосуточно. Вынужденное заточение в посольстве продлилось долгих семь лет. Но это не только грустная история, но и романическая. В жизни Ассанжа появился симпатичный адвокат Стелла Моррис.
«Когда я впервые встретила его, я почувствовала себя счастливым человеком. Я смогла встретить человека, который изменил мир», – отметила Стелла Ассанж.
К тому времени Джулиан был разведен. Вспыхнул роман, о котором никто не знал: охотник за секретами показал, как надо хранить секреты собственные. Даже под пристальным наблюдением спецслужб.
«Его спальня была частной, и кабинет – частным. Поэтому там не было камер. Я дважды забеременела, пока он был в посольстве», – признавалась Стелла Ассанж.
После рождения общего со Стеллой первенца Гэбриэля родители попросили о помощи британского актера Стивена Ху.
«Это была забота о безопасности, и поэтому мы пошли на крайние меры. Привозили Габриэля в посольство с другом, который выдавал себя за отца, только чтобы Джулиан мог регулярно видеться с сыном», – отмечала Стелла Ассанж.
В 2016-м комиссия ООН по неприкосновенности личности призвала Британию не лишать Ассанжа свободы передвижения. «Это решение в соответствии с международным гуманитарным правом, обязательный пакт».
Он продолжал работать. В том же году WikiLeaks раскрыл личную переписку сенатора Хилари Клинтон.
«Он должен ответить за свои поступки», – отмечала политик.
А потом Ассанж покусился на святое. Выложил материалы о системе тотальной электронной слежки, организованной ЦРУ.
«В Вашингтоне директор ЦРУ Майк Помпео решил убить его. Помпео обсуждал со своими заместителями, как ЦРУ может похитить Ассанжа из посольства в Лондоне или отравить его внутри. Это не домыслы. Многочисленные свидетели слышали, как Майк Помпео говорил это», – отметил Такер Карлсон.
США вышли из тени и выкатили 17 пунктов обвинения в шпионаже по закону столетней давности. Первым Ассанжа сдала его новая родина.
«Я был его близким другом, поэтому они сначала избавились от меня. В то время Джулиан имел полное эквадорское гражданство. Как эквадорец он не мог быть выдан ни одной стране. Правительство Ленина Морено, конечно, изменило нашу международную политику в угоду Соединенным Штатам», – подчеркивал Фидель Нарваес.
Эквадорские дипломаты впустили британских силовиков. Ассанжа задержали и направили в тюрьму по запросу США. Это для российских преступников и беглых олигархов с Темзы выдачи нет – с австралийским журналистом все иначе.
«В договоре об экстрадиции между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами говорится, что вы не можете быть экстрадированы за политические преступления», – отметил Джон Рис из Кампании за свободу Джулиану Ассанжу.
Но все суды об экстрадиции в США Ассанж проиграл. Нынешнее слушание – последний шанс. Но присутствовать на заседаниях он не смог из-за болезни. Три года назад перенес микроинсульт.
«На Рождество он заболел. С тех пор у него кашель», – отмечала Стелла Ассанж.
12 лет под замком без суда и следствия. Сама Британия против Ассанжа даже обвинения не выдвигала.
Он защищал свободу слова и верил в принцип верховенства права. И то, и другое оказалось иллюзией. Теперь надежда на реальные вещи. На поддержку сторонников во всем мире. На помощь друзей и преданность семьи. И на любовь, конечно. «Я уверена в его любви, а он уверен в моей – у нас невероятно крепкая связь», – признается Стелла Ассанж.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: