60 лет назад, в феврале 1964 года ленинградский хирург Василий Колесов сделал первое маммарокоронарное шунтирование на работающем сердце. Некогда уникальная операция сегодня в плановом порядке спасает жизни по всему миру, сообщает корреспондент «МИР 24» Эльмира Низамова.
В ординаторской служебной комнате врачи заполняют истории болезней и готовятся к операциям. А 60 лет назад здесь стоял хирургический стол, за которым Василий Колесов провел первое маммарокоронарное шунтирование на работающем сердце.
«У данного пациента поражены все три коронарные артерии, поэтому для шунтирования самой главной межжелудочковой артерии используется левая внутренняя грудная артерия, то, что предложил Василий Иванович. Она оптимальная, потому что практически не подвергается процессу атеросклероза», – пояснил сердечно-сосудистый хирург Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова Вадим Лукашенко.
Сосуды сшивают вручную. Делать анастомозы «по Колесову» врачи тренируются с первого года клинической ординатуры на шлангах. В реальности под руками кардиохирурга – работающее сердце.
«Был период, когда мы эти операции делали с искусственным кровообращением на остановленном сердце, но через какое-то время мы вернулись к операциям на работающем сердце. Отличие только в том, что мы пользуемся сейчас такими стабилизаторами. Эта часть неподвижна, а все сердце работает», – рассказал профессор кафедры факультетской хирургии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова Александр Немков.
Сегодня в Первом Петербургском медуниверситете имени Павлова такие операции делают планово, несколько в день.
«Весь мир знает, что пионером был Василий Иванович Колесов. И сегодня операция аортокоронарного шунтирования является самой популярной, самой часто выполняемой операцией в мире. И маммарокоронарный анастомоз более чем в 90% случаев кардиохирургами используется во время этих операций», – пояснил заведующий кафедрой факультетской хирургии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова Геннадий Хубулава.
Отчет о первом шунтировании хранится в личном деле Колесова. В этой папке лежит и автобиография. В ней – путь Василия Ивановича от церковного писаря до заведующего кафедрой факультетской хирургии. Но ключевого периода его жизни в рукописи нет.
«В 1941 году он начал работать на Васильевском острове в больнице, но в блокадную зиму 1942-го он сам оказался на месте своих пациентов. Тяжелейшая болезнь его настигла», – рассказала заведующая музеем Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова Валерия Корнева.
Его спасли, а затем он стал спасать людей сам. Благодарностью стали тысячи здоровых пациентов, прошедших через руки профессора Колесова и его последователей.
Подробнее в сюжете: Медицина и психология