Стрельба и пожар произошли вечером 22 марта перед концертом в «Крокус Сити Холле» в подмосковном Красногорске. В зал ворвались несколько мужчин и стали расстреливать людей. По последним данным, погибли 133 человека. Президент России Владимир Путин объявил 24 марта днем общенационального траура. Хронологию событий восстановил специальный корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
У этой девушки в «Крокусе» погиб молодой человек. Но, несмотря на личное горе, она пришла сдавать кровь.
«Утром позвонила его мама и сказала, что он мертв, что она едет на опознание. Я только успокоилась, решила, что мне там делать сейчас нечего, нужно помогать именно тем, кто сейчас нуждается больше, кто может остаться в живых», – рассказала москвичка.
Московские и подмосковные центры крови еще не успели открыться, а возле них выстроились очереди из доноров. Из тех, кто с опытом, и тех, кто впервые.
«Пришел, потому что людям действительно требуется помощь. Как говорится, беда объединяет. Поэтому это дело каждого неравнодушного человека», – отметил мужчина.
«Это должно быть долгом приехать помочь», – рассказал москвич.
Волонтеры раздают неравнодушным горячий чай. Мосгортранс подогнал несколько автобусов, чтобы люди могли согреться и зарядить телефоны. В полном составе сдавать кровь пришла сборная России по футболу. В понедельник она должна была сыграть с Парагваем, но матч отменили. Трагедия сплотила всех, независимо от профессии и социального статуса.
Только в первый час работы центры переливания свою кровь сдали 600 москвичей. Все, чтобы пострадавшие от ожогов имели шанс выжить. Таким пострадавшим переливание делается несколько раз в течение двух-трех недель. В столице открылись 14 пунктов приема. Это при том, что компонентов крови в столичных и подмосковных больницах было достаточно.
«В запасе для выдачи находится 800 литров эритроцитных компонентов и девять тонн плазмы, которые могут быть выданы одномоментно. Однако всех желающих доноров мы готовы принять, поскольку данный знак солидарности, единения доноров мы поддерживаем, безусловно», – подчеркнула начальник управления медицинского обеспечения экстремальных работ и службы крови ФМБА Ольга Эйхлер.
В больницы Москвы и Подмосковья доставили больше 100 человек. Чтобы увеличить число жертв, террористы специально подожгли зал, чтобы те, кто спасся от пуль, сгорели заживо или задохнулись от дыма. Эта женщина притворилась мертвой и выжила.
«Пламя разгорелось, они закрыли дверь. Наверное, на замок не смогли закрыть. Я лежала под дверью, дышала воздухом, потому что везде дым был и через какое-то время выползла», – поделилась пострадавшая.
У тех, кто поступил в клиники и вместе с огнестрельными ранениями, были ожоги и отравление дымом.
«Привлечены ведущие специалисты страны: хирурги, анестезиологи, травматологи, ортопеды, сосудистые хирурги. На объекте при оказании помощи работали более 50 бригад скорой помощи, вертолеты», – подчеркнул министр здравоохранения России Михаил Мурашко.
Работу больниц лично координировали министр здравоохранения Михаил Мурашко и зампред правительства Татьяна Голикова.
«Врачи федеральных центров подключены к этой работе, из федеральных центров приехали бригады в помощь нашим коллегам. Для того чтобы оценить ситуацию. И если будет необходимость, при стабилизации пациентов они будут переведены в федеральные учреждения, но если это будет необходимо», – рассказала Татьяна Голикова.
Пострадавших приняли пять подмосковных больниц и 17 московских. Врачи тоже объединились для помощи пациентам.
«Большая часть медперсонала уже ушли в выходной, но в течение сорока минут все вернулись на рабочие места», – рассказала директор Красногорской больницы Елена Морозова.
Рядом с местом трагедии развернули оперативный штаб. Его возглавил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. Он одним из первых прибыл на место трагедии, координировал работу специальных служб, докладывал президенту о ходе поисковой операции и тушения пожара.
Власти Москвы и Подмосковья приняли совместное решение: родственникам погибших выплатят по три миллиона рублей, пострадавшим – по миллиону. Банки пообещали закрыть кредиты тем, кого коснулась трагедия, а ряд авиакомпаний и РЖД предложили бесплатные билеты пострадавшим и их родственникам. Погибших похоронят за счет государства и помогут их родным уладить юридические вопросы
Десятки расчетов и несколько вертолетов тушили полыхающее здание и не дали огню перекинутся на другие строения. При этом в дыму пытались найти выживших. Спасатели, как только потушили пламя, начали разбор завалов. Сразу же под ними начали находить погибших. Когда температура пожара достигла своего пика, загорелась и металлическая кровля. Потом обрушилась на тех, кто оставался в зале.
«Завал после пожара и так сложный, а здесь практически состоит из хаотично разбросанного металла. Резать приходится все вручную, газорезом и бензорезом, то есть ручная техника. Никакая тяжелая техника на месте работать не может, стрелы кранов не хватает, чтобы завести крюки и поднимать металл», – отметил начальник поисково-спасательного подразделения отряда «Центроспас» Андрей Туманов.
«Крокус Сити Холл» – это, по сути, город в городе. Огромный концертный зал имени Муслима Магомаева вмещал больше шести тысяч человек. Столько было продано билетов на концерт рок-группы «Пикник». От пуль погибла помощница директора Екатерина Кушнер, она продавала майки и футболки. Ее нет ни в списке погибших, ни в списках пострадавших.
Люди в панике бежали наугад. На этом видео несколько мужчин разбили стекла и помогли выбраться тем, кто оказался рядом.
«Я понял, что это теракт после нескоьких шумных выстрелов. И после того как люди стали разбегаться со стороны эскалатора и со стороны лестницы. Я понимал, что нужно быстро двигаться, помочь людям, отправить их в экспо, оибо они останутся в тупике», – рассказал молодой человек.
Парня уже пообещал наградить председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, к себе его пригласили футболисты «Спартака». Ислам – воспитанник клуба. Московские пожарные торжественно вручили ему мотоцикл.
Этот концерт должны были снимать с 15 камер. Звенел второй звонок, операторы уже были готовы начать запись, как ближайший к выходу услышал, что в холле твориться что-то неладное.
«Говорит, какая-то ерунда происходит, выстрелы, что-то такое. Не знаю, что сработало в голове у меня, у нас у всех были гарнитуры, мы друг друга слышали. Я говорю: бросайте оборудование и выходите», – поделился преподаватель Института кино и телевидения Иван Поморин.
Операторская бригада эвакуировалась с частью зрителей. Для многих закрытый занавес стал ловушкой.
«Наверное, на этот расчет, что занавес еще не поднялся, не открылся для того, чтобы это была горящая ограда», – сказал Иван Поморин.
Огнем полностью уничтожен и танцевальный зал на последнем этаже «Крокуса». Там проходил конкурс бальных танцев среди детей. Когда повалил дым, один из родителей участников вывел оттуда около 50 детей.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел службу, в которой помолился за души погибших и скорейшее выздоровление раненых.
«Прежде всего мы должны исполнить свой христианский долг и помолиться о безвинно убиенных. Потому что нет более страшного, чем смерть ни в чем не повинного человека», – подчеркнул патриарх.
Молятся сейчас представители всех конфессий.
«Мы с первых же часов, когда узнали о данной трагедии, в нашем мусульманском центре городского округа Красногорск, где произошло это ужасное событие, организовали ночное дежурство наших имамов, которые оказывают духовную и психологическую поддержку всем желающим и всем, кто нуждается», – рассказал председатель Духовного управления мусульман Московской области Рушан Аббясов.
В день трагедии все поездки на такси от концертного зала сделали бесплатными. Ближайшая к Крокусу заправка бесплатно раздавала бензин машинам оперативных служб. А выжившие в трагедии помогали раненым добраться до машин скорой помощи. Люди не дали осуществить террористам их главный замысел – разъединить и запугать народ.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: