Должен ли работодатель интересоваться личной жизнью сотрудников и стоит ли о ней рассказывать? Об этом в интервью MIR24.TV рассказали руководители кадровых служб и сами работодатели.
Как выяснил в ходе опроса Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), каждый пятый россиянин считает, что начальник всегда должен знать, как живут его подчиненные и что у них происходит в семье. Четверть опрошенных, наоборот, убеждены, что личная жизнь и семейная ситуация – это закрытое для работодателя пространство. При этом половина участников опроса считает, что работодатель интересоваться может, но только в том случае, если сотрудники сами рассказывают о ситуации в своей семье.
«Удивительный вопрос, может ли руководитель интересоваться личной жизнью сотрудника, – говорит директор по персоналу ГК «Эксцельсиор» Ксения Юркова. – У современного руководителя нет времени на такие вопросы. Его главная задача – находить решения для поставленных бизнес-задач».
Но в последние годы вопрос персонала стал равнозначным с успешностью на рынке, отмечает эксперт. «Поэтому вопросы о личной жизни я готова рассматривать только в контексте сохранения персонала и заботы о нем. Но даже в этом случае мы понимаем, с кем можно поговорить по душам, а с кем лучше не стоит. Если видим тревожные звоночки в поведении сотрудника, которого никак нельзя потерять, то имеет смысл разобраться, в чем причина. Беспокоят ли его проблемы на работе, или это штормит личная жизнь, или идет психологическая реакция на внешние обстоятельства. В любом случае, тема личной жизни требует максимальной деликатности и доверия. Считаю, что недопустимо проявлять праздное любопытство. И более того – это не имеет смысла», – объясняет Юркова.
По мнению главного врача Клинической больницы им. Виноградова Ольги Шараповой, работодатель имеет право интересоваться личной жизнью своих сотрудников только в определенных случаях, связанных с выполнением трудовых обязанностей и обеспечением безопасности на рабочем месте. «Например, если личные проблемы сотрудника начинают отражаться на его работе, работодатель может обратиться к нему для выяснения причин и поиска решения ситуации, – говорит руководитель больницы. – В таких случаях работодатель может предложить поддержку или консультацию, но всегда с соблюдением конфиденциальности информации и без принуждения к разговорам о личной жизни».
Однако работодатель не имеет права интересоваться личной жизнью сотрудников без уважительных причин и нарушать их права на конфиденциальность, считает главврач. «Моя задача как работодателя – создание условий для комфортной работы сотрудников, а не контроль их личной жизни, – говорит Ольга Шарапова. – Необходимо помнить, что каждый человек имеет право на личную жизнь, и я уважаю это право. Личные вопросы должны оставаться за пределами рабочего процесса, если они не влияют на работоспособность и результативность сотрудников. Я не превышаю свои полномочия и не нарушаю права людей на личную жизнь и конфиденциальность. Взаимоуважение и доверие в отношениях между мной и моими сотрудниками являются основой успешного сотрудничества».
С такой позицией готов поспорить бизнес-тренер, психолог, предприниматель Александр Петрищев.
«Работодатель не просто может, но обязан интересоваться личной жизнью своих сотрудников, – говорит эксперт. – Еще на этапе подбора персонала через вопросы о личной жизни можно узнать ценности и мотиваторы соискателя. А также спрогнозировать ключевые жизненные ситуации, которые будут влиять на его поступки и поведение».
При общении с действующим сотрудником вопросы про личную жизнь позволяют:
По словам бизнес-тренера, если сотрудник не хочет общаться с руководителем на этот счет, то это всегда говорит:
По словам менеджера по маркетингу Юлии Валеевой, если у вас хорошие человеческие отношения с руководством и здоровая атмосфера в коллективе, то готовность руководства интересоваться личной жизнью сотрудников – это хороший знак. «Неформальное общение и искренний интерес к личной и нерабочей деятельности создают доверительные отношения, которые обе стороны ценят и от этого хочется больше вкладываться в совместную работу», – говорит эксперт.
«Но будьте осторожны, так как рассказывая слишком личные моменты, вы становитесь уязвимы. И что-то руководство может использовать против вас. При вынужденном сокращении работодатель будет знать, на что нужно надавить, чтобы выгодно для себя расторгнуть отношения», – предупреждает Валеева.
Например, если выявят личные отношения внутри коллектива, то могут запросто это использовать для давления, отмечает эксперт. «Если вы расскажете про ипотеку, то тоже увидят ваше зависимое от работодателя положение и могут использовать этот факт в своих целях. Наличие ИП также при увольнении и спорах в суде будет трактоваться работодателем в свою пользу. Вам будут намекать, что раз вы самостоятельный предприниматель, то и зарплату сами себе обеспечите», – говорит Валеева.
По словам историка экономики, специалиста в области репутационного менеджмента Сыдыпа Бальдруева, излишние откровения на работе скорее вредят делу. «Подобного рода опросы, на мой взгляд, имеют под собой очень патерналистскую позицию. Но ведь руководитель для подчиненного не является ни родственником, ни каким-то духовным гуру, на которого стоит опираться, – говорит эксперт. – И если он будет решать проблемы подчиненных, как будто они малые дети, то кто будет делать его непосредственную работу?».
Как говорит Сыдып Бальдруев, единственная задача всех сотрудников на работе – заниматься делом: создавать новые продукты, смыслы, схемы, чтобы были хорошие заказы, премии, ДМС и в конце концов – хорошие заработки. «Тогда и личных проблем меньше будет. Отпадет необходимость превращать рабочее предприятие в клуб анонимных депрессующих. Делайте деньги, а не обсуждайте личную жизнь. Тем более за это не платят», – подытожил эксперт.