Шедевр армянской живописи – картина Вардгеса Суренянца «Саломея» – вернулась в экспозицию Национальной галереи. Ее реставрация заняла пять лет. Какие открытия сделали специалисты при восстановлении полотна, рассказала корреспондент «МИР 24» Анна Ширханян.
«Саломея» после реставрации снова на своем месте. Ей уже больше сотни лет, и художники говорят, что еще как минимум полвека она не будет нуждаться в восстановлении.
«Перед нами стояла задача сохранить саму картину, ее рамку и подрамник. В процессе работы мы поняли – эта картина уникальна, потому что автор использовал смешанную технику: не только масляные краски, но и простой карандаш, масляный карандаш и темперу», – рассказал художник-реставратор Арташес Абрамян.
Реставрация длилась пять лет. За это время художники закрыли порезы, укрепили красочный слой и грунт, очистили поверхность. Реставраторы обменивались опытом с зарубежными коллегами. Прежде чем приступить к работе, провели еще и кропотливую исследовательскую работу.
«Нам нужно было досконально изучить и сам холст, и базовый слой краски, и, что не менее важно, историю этой картины: то есть, сколько раз она реставрировалась и с помощью каких материалов», – отметил художник-реставратор Татевик Амирханян.
Посетителям Национальной галереи показали, как проходила реставрация. Это стало возможным в рамках проекта «История восстановленного экспоната». Показан микроскоп, с помощью которого реставраторы изучали слои холста, специальные инструменты и интерактивный стенд. Здесь даже можно почувствовать себя реставратором, и попробовать восстановить картину.
«Саломею» Вардгеса Суренянца считают особенной. Художник отошел от традиционного образа и не стал изображать иудейскую царевну рядом с головой Иоанна Крестителя. Вдохновившись Оскаром Уайльдом, он изобразил ее в полный рост, в одиночестве, гордую и задумчивую. В 1929 году работу перевезли из Рима в Ереван, и с тех пор она в постоянной экспозиции картинной галереи.
«Я считаю, что это шедевр не только Национальной галереи Армении, это один из важнейших шедевров всего армянского искусства, потому что образ Саломеи и Вардгес Суренянц – это самые вехи не только нашей коллекции, а в основном истории армянского искусства», – подчеркнула директор Национальной галереи Армении Марина Акопян.
На выставке была также представлена тактильная копия картины «Саломея», созданная для слабовидящих.
Подробнее в сюжете: Культура и искусство
Читайте также: