09:29 02/04/2024

Свистать всех на палубу: как управляют гигантским самосвалом БелАЗ?

Shutterstock/FOTODOM

В истории иногда случается так, что название брендов становится нарицательным. Так произошло с БелАЗом. Несмотря на то, что Белорусский автозавод выпускает множество разной техники, при упоминании БелАЗа сразу вспоминается гигантский грузовик, которому впору слонов перевозить. Кстати, карьерный самосвал грузоподъемностью 130 тонн как раз способен перевезти груз, который примерно равен по весу 20 африканским слонам. Но даже это еще не самый мощный грузовик. БелАЗ выпускает карьерные самосвалы грузоподъемностью до 450 тонн. Вот такой самосвал – действительно самый большой в мире. Рассказываем о том, как управлять мега-грузовиком и где он применяется.

БелАЗ – это огромный карьерный грузовик, который предназначен для транспортирования горной массы на открытых разработках полезных ископаемых. Машины могут использоваться и на строительстве крупных промышленных и гидротехнических сооружений, и на предприятиях перерабатывающей промышленности. Российские добывающие предприятия без БелАЗов сегодня уже не обходятся. Около 70% всей выпускаемой техники Белорусского автозавода эксплуатируются в России – на предприятиях Кузбасса, Республики Хакасии, Республики Саха (Якутия), Сахалинской области, Мурманской области и Красноярского края.

Вам когда-нибудь приходилось «гулять» под автомобилем? Так вот, с самыми большими моделями БелАЗов это возможно! Оказавшись под таким монстром, чувствуешь себя, как лилипут в стране великанов.

Размер 450-тонника впечатляет: 9,75 метров в ширину и больше 20 метров в длину. С виду он больше напоминает не машину, а двухэтажный дом. Высота грузовика – почти 10 метров. Если поставить рядом с колесом человека, то он едва дотянется до его середины.

Shutterstock/FOTODOM

Водить БелАЗ – это чем-то похоже на управление гигантским лайнером в море. Чтобы сесть за руль этого монстра, для начала придется подняться в кабину, которая расположена довольно высоко. Лесенки «уложены» на передней части кабины. Чтобы уменьшить их крутизну, на самых больших машинах они имеют целых два пролета. Пока поднимешься, пройдет минуты полторы. Можно, конечно, взбежать и быстрее, но специалисты, управляющие такой махиной, как на подбор, люди степенные, не суетливые. Да и называются они вовсе не водителями, а «операторами».

Поднимаемся на палубу – именно так называют площадку рядом с кабиной водителя. На палубе довольно просторно, есть, где погулять. Там расположены различные системы – от силового шкафа до гидравлических усилителей. На задней стенке кабины укреплены внушительных размеров радиаторы и вентиляторы кондиционера. И зимой, и летом важен комфортный температурный режим внутри кабины, ведь операторы работают сменами по 12 часов.

Дверь в кабину открывается не как обычно, а против хода машины. Осматриваемся в кабине. Рулевое колесо – как в любом другом автомобиле, да и переключатели по обе стороны от него тоже выглядят как самые обычные. Те, что слева от руля, управляют всей светотехникой, которой у БелАЗа довольно много. Считайте сами: шесть светодиодных фар головного света, фары подсветки моторного отсека, фара заднего хода, противотуманный фонарь, указатели поворотов, плафон кабины и подкапотная лампа.

Переключатели, расположенные справа от руля, управляют электрической трансмиссией, обогревом стекол и стеклоочистителями. Тут же – блок управления отоплением и кондиционированием. А вот обычного блока приборов нет вовсе! Точнее, нет привычных стрелочных приборов. Вместо них – мониторы, на которые выводится вся информация и картинка видеообзора. Дело в том, что, сидя наверху, невозможно увидеть глазами все, что находится вокруг гигантского автомобиля. Чтобы контролировать «слепые» зоны, на самосвале используется активная система видеообзора, которая состоит из камер и радаров, установленных на шасси самосвала и мониторов, установленных в кабине.

Педалей под рулем три, но это не привычные нам газ, сцепление и тормоз. Сцепления в БелАЗе вообще нет, у него коробка автомат. Зато кроме газа, есть целых два тормоза – гидравлический и электродинамический (как раз там, где обычно расположено сцепление).

Гидравлический тормоз используется только на малых скоростях и при маневрировании. Электродинамический тормоз нужен для того, чтобы эффективно затормозить двигателем на любой скорости. Ведь удержать такую махину, да еще и на склоне – это задача не из легких. Заодно электродинамический тормоз значительно снижает механический износ фрикционных материалов тормозных накладок.

Ход вперед и назад переключается обычным тумблером, который имеет три положения: вперед-нейтраль-назад. Все кажется простым. Автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля – благодаря этому на первый взгляд кажется, что управлять самосвалом не труднее, чем обычным автомобилем.

Если надо тронуться с места, то переводим тумблер в положение «вперед», снимаем машину с ручника, нажимаем на педаль газа, и машина, помедлив секунду, трогается с места. Конечно, на таком огромном автомобиле никто резко не увеличивает скорость. Да это и не получится: противобуксовочная система не позволит. Средняя скорость в карьере – 13 км/ч. На дороге гигантский самосвал способен выжать до 55 км/ч, но такую скорость развивать не желательно, да и не хочется – потом же эту громадину надо как-то остановить!

За счет ноу-хау в системе подвески у БелАЗа очень высокая устойчивость и проходимость. Без этого в карьерах и на технических дорогах, где работают эти гиганты, не обойтись. На БелАЗе установлена и система стабилизации скорости на спуске, и противоюзовая система, и в целом автоматическое ограничение скорости, которое обеспечивает одинаковую скорость вращения колес, без оглядки на спуски и подъемы. Так проще, чем то тормозить машину на склоне, то газовать, чтобы брать крутой подъем.

За счет двух поворотных осей и оригинальной кинематики поворота, у БелАЗа довольно высокая маневренность. Радиус поворота – меньше 20 метров, габаритный диаметр поворота – 45 метров. Для такой махины это очень хорошие показатели!

Для того, чтобы остановить этот дом на колесах, нужно применить обе системы тормозов. Сперва нажимаем на электродинамический тормоз. В этот момент торможение производится электродвигателем. Переход с режима полной тяги в режим торможения занимает менее секунды. И только когда скорость упадет до самого минимума, нажимаем на другую педаль тормоза – гидравлический тормоз, как у всех обычных автомобилей.

Для того чтобы сидеть за рулем этих исполинов мира машин, нужно получить специальное образование, а потом сдать на права, но не в ГИБДД, а в Ростехнадзоре.

Права потребуются категории АIII «Внедорожное автотранспортное средство, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тысячи килограммов». Но и обладателей такой категории прав не сажают сразу на самые большие БелАЗы. Сперва нужно получить опыт вождения карьерных самосвалов поменьше. Потом, если руководство предприятия одобрит кандидатуру оператора, то ему доверят машину грузоподъемностью 130 тонн, и так далее, постепенно повышая класс грузоподъемности, можно «дорасти» до оператора самого большого БелАЗа. Каждый раз перед сменой машины проводится стажировка – новичок первое время работает под руководством более опытного наставника.