17:51 29/03/2024

«Осетинский Арбат»: что интересного на главной улице Владикавказа?

Фото: Шалва Домбаев © МТРК «Мир»

В этом году столице Северной Осетии исполняется 240 лет. Владикавказ основали в 1784 году указом императрицы Екатерины II. Сначала в небольшой оборонной крепости на южных рубежах страны жило войско, потом город стал разрастаться. Благодаря удобному расположению между Закавказьем и столицей Российской империи Владикавказ часто посещали известные люди: Пушкин, Чехов, Лермонтов, Тургенев, Толстой. И почти все они бывали на главной улице города – сейчас она называется проспект Мира.

Проспект Мира находится в самом сердце Владикавказа. Это культурный и исторический центр города. Улица является пешеходной. Единственный транспорт, которому разрешено двигаться по проспекту – это трамвай.

И в советские годы, и в наши дни по аллее любят гулять местные жители. Сейчас к ним добавились многочисленные российские и иностранные туристы.

Дом-музей Евгения Вахтангова

Формально дом-музей Евгения Вахтангова находится на улице Армянской, но она расположена близко к проспекту Мира. Пропускать этот исторический объект нежелательно. Ведь именно здесь полтора века назад родился режиссер.

Во Владикавказе он учился и влюбился в театр. Переехав в Москву, основал третью студию МХТ, ставшую затем отдельным театром. Константин Станиславский называл его своим лучшим учеником.

На втором этаже воссоздали жилые апартаменты конца XIX – начала XX веков. Наполнили их артефактами. Некоторые из них принадлежали семье Вахтанговых. К примеру, найденный у коллекционеров рояль. Уже создан аудиогид по музею, на интерактивных досках – уникальные фото и документы Евгения Багратионовича и история его детища московского театра.

На первом этаже дома-музея – арт-кафе. Здесь ежедневно проходят моноспектакли и творческие встречи.

Площадь Свободы

Самая большая площадь во Владикавказе – площадь Свободы. Она появилась 30-е годы XIX века. Исторических объектов здесь не сохранилось. Площадь застроили в советские годы. Сейчас здесь находятся здание правительства и Верховный суд республики.

На одном из зданий есть памятная табличка, рассказывающая о том, что по этой улице в Тифлис ехал Александр Пушкин. Здесь же посадила дерево первая женщина космонавт Валентина Терешкова. Именно от Площади Свободы начинается проспект Мира.

Особняк купца Ходякова – Национальный музей Северной Осетии

Здание построено больше ста лет назад купцом Яковом Ходяковым – владельцем крупной мельницы и скаковых лошадей. Как и многие другие особняки, объект был изъят в пользу советской власти, здесь расположился штаб Красной Армии.

Архитектор возвел здание в стиле модерн. Фасад украшен металлическими вензелями и вставками из зеленой керамической плитки. Можно увидеть интерьеры дореволюционного особняка. Для этого нужно приобрести билеты в Национальный музей.

Особняк мануфактурщика Оганова – Художественный музей

Богдана Оганова можно назвать дореволюционным «олигархом». Во Владикавказе он владел мануфактурой, магазинами, десятком зданий и земельных участков, но запомнился он строительством особняка на проспекте Мира. До наших дней здание сохранилось почти в первозданном виде.

«Европейский дворец» якобы подарок Оганова сыну и его невесте-француженке. Историки опровергают эту легенду: оба сына работали юристами во Владикавказе и с Францией их ничего не связывало. А вот отец много путешествовал и решил принести частичку Европы на Кавказ.

На первом этаже планировалось торговать тканями и готовой одеждой. Поэтому окна от пола до потолка должны были стать витринами. На втором этаже парадный зал для званых вечеров в стиле барокко. Дамский будуар оформлен рисунками растений в пастельных тонах.

Гостиница «Империал»

Здание гостиницы построили в 1886 году. Здесь останавливались Максим Горький, Александр Вертинский и другие известные деятели культуры и искусства. Гости размещались на двух верхних этажах трехэтажного здания. На первом этаже располагался ресторан. Здесь можно было пообедать и насладиться выступлением театра Варьете.

До наших дней здание используется в качестве гостиницы, здесь же работает сад-ресторан.

Памятник Булгакову

О знаменитых гостях Владикавказа на проспекте напоминает многое. Есть памятник Михаилу Афанасьевичу Булгакову. По замыслу скульптора образ писателя – не грозный монумент, а застывшее мгновение. Руки в карманы, гордый поворот головы, решительный взгляд. И ветер, взметнувший рукописи из портфеля писателя.

Сохранились и письма, отправленные Булгаковым из Владикавказа своим родным. Доподлинно известно, что первые четыре пьесы военный врач Михаил Афанасьевич написал здесь. Настоящий успех будет потом, но как талантливый писатель и драматург Булгаков встал на крыло именно во Владикавказе.

Во Владикавказе писатель переживал не лучшие дни. Он был надолго прикован к постели тифом, жил в съемной комнате, писал при керосиновой лампе. Но именно здесь, во Владикавказе, театральный сезон 1920 года открылся пьесой Булгакова «Братья Турбины». Премьера состоялась в Русском драматическом театре

Русский театр


«В театре орали «Автора» и хлопали, хлопали…» – писал Булгаков о премьере «Братьев Турбиных». В письмах друзьям он признавался, что выходил на сцену со смутным чувством. Писатель был недоволен произведением, написанным наспех, и тем, что пьеса ставится в провинции. Но именно оглушительный успех на владикавказской сцене придал уверенность Булгакову, и он отправил свои произведения в Москву.

В Русском драматическом театре начиналась творческая биография гениального режиссера и актера Евгения Вахтангова. Организованная им драматическая студия была принята в художественный театр всем составом. Сам Вахтангов работал помощником режиссера. Репертуар театра с давних времен и по сей день строится на лучших произведениях мировой и современной драматургии.

Городовой

За правопорядком на проспекте Мира следит Городовой. Дежурит он в любое время года днем и ночью. Мужчина плотного телосложения, в каракулевой шапке, с шашкой на поясе не знает ни сна, ни отдыха.

В царские времена городовые патрулировали проспекта Мира. Чаще всего за безопасность следили отставные офицеры. На пенсии им не всегда удавалось следить за своей физической формой, поэтому скульптор решил изобразить стражника потолстевшим.