В России в настоящее время затоплено больше 14 тысяч жилых домов. Ущерб от паводков только в Оренбургской области оценили в 40 миллиардов рублей, и это лишь начало половодья. Можно ли защититься от большой воды, разбиралась политический обозреватель «МИР 24» Анна Деркач.
«Уже сейчас нужно думать о восстановлении жилья, прежде всего, жилья, но и инфраструктуры, конечно. Поэтому не тяните, пожалуйста, заранее к этому подготовьтесь, заранее», – поручил президент России Владимир Путин.
Материальную помощь пострадавшим начали оказывать незамедлительно. Люди в одночасье лишились всего, покидали дома, в чем были.
«Больше 1300 выплат, связанных с 20 тысячами, уже осуществлены. Также готовимся, конечно, к тем выплатам, когда вода будет отступать, по 50 тысяч, 100 тысяч», – заявил губернатор Оренбургской области Денис Паслер.
Эти суммы – региональная единовременная выплата. По 20 тысяч получают абсолютно все пострадавшие от наводнения, по 50 – при утрате вещей первой необходимости, по 100 – при потере всего имущества. Власти подчеркивают: это первоочередная помощь, чтобы хоть как-то пережить беду. Вопрос о компенсации решат позднее.
«Министерство строительства Оренбургской области создало ресурс, на который нужно подавать все соответствующие обращения. Мы вчера убедились, что не все люди знают, как действовать в этой ситуации, как возмещения получать», – отметил министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
«Если дом площадью 150 квадратных метров, там проживало два человека, то дом аналогичной площади он точно не получит. Люди совершенно напрасно считают в этой связи, что государство возместит им все в полном объеме», – пояснил замдиректора департамента развития имущественного страхования физлиц Всероссийского союза страховщиков Михаил Порватов.
На новый дом, квартиру или компенсацию можно рассчитывать только в случае потери единственного жилья. Таковым по закону не может считаться дача или коттедж в садовых некоммерческих товариществах.
«Нас считают дачниками, хотя я не знаю, у нас есть прописка, у нас есть газ. У нас построены полноценные дома, на что давалось разрешение. Мы, получается, брошены», – поделилась председатель некоммерческого партнерства садоводов «Русь» Елена Горохова.
Жителей СНТ, разумеется, никто не бросал. Просто они построили коттеджи на землях сельхозназначения. В советское время любые садовые домики считались укрытием от дождя. Никто не предполагал, что там будут прописываться и жить. Сегодня такое возможно, но единственным жильем такие дома по закону считаться не могут. Для того, чтобы получить компенсацию, нужно или сменить статус земли с сельхозназначения на участок для капитального строительства, а для этого нужно ни много, ни мало – постановление правительства, либо застраховать свое имущество от подобных происшествий.
«Я уверен, что эта страховка помогла бы всем. Если утрачено хозяйство на 70%, он может взять калькулятор и посчитать, сколько он получит из этого, если на 100%, он может твердо посчитать, какую сумму получит, чтобы восстановить полностью это жилье», – отметил адвокат Владимир Постанюк.
Страховая культура в России все еще хромает. Добровольно страхуют жилье не больше 15%. При этом данные по регионам сильно разнятся. Жители спокойной Восточно-Европейской равнины почему-то больше переживают за жилье, чем паводковые Приволжье, Урал, Кубань и Кавказ с его оползнями и селями. Про необходимость страховать имущество в России говорили много раз.
После трагедии в Крымске 12 лет назад правительству поручили разработать механизмы страхования жилья наподобие ОСАГО. Проект тогда завернул Минфин с аргументом: такая «обязаловка» противоречит Гражданскому кодексу.
В зоне риска стихийных бедствий проживает только 15% населения, а платить взносы придется всем. В 2019 году регионы наделили правом принимать собственные программы возмещения ущерба, но на этом все и закончилось.
«Ни один регион не откликнулся. Точнее, отклики были, но они не были положительными. И на сегодняшний день ни в одном регионе такая программа не разработана», – сообщил Михаил Порватов.
Последствия стихийных бедствий по-прежнему бремя государства. В 2013-м году ущерб от наводнения на Дальнем Востоке превысил 527 миллиардов рублей. Это почти вдвое больше суммы, выделенной в этом году на реализацию национальных проектов. Осенью на Дальневосточном экономическом форуме к вопросу обязательной страховки вернулись снова.
«Владельцу жилья ежегодно рекомендуется платить 350-400 рублей в год, но в случае повреждения жилья он получает страховую выплату в 450 тысяч рублей, а в случае уничтожения жилого помещения получает новое жилье по социальным нормам. Однако страхование жилья имеет только рекомендательный характер и практически не реализуется», – отметил научный руководитель Политехнического института Дальневосточного федерального университета Александр Беккер.
«Бюджеты разных уровней платят за восстановление после чрезвычайных ситуаций. Да, это правда. Кроме как в России, ни одно государство в мире таких расходов на себя не берет. Это абсолютно правильное дело. Нужно страховать жилье. Но надо к этому постепенно идти, это правда», – заявлял Владимир Путин.
В Госдуме считают, что добиться большего охвата страхования жилья можно лишь с государственной поддержкой. Такие виды страховок есть в США, Франции, Бельгии, Турции. Государство платит часть взноса или выплачивает часть компенсации после ЧП.
«Это будет обязанность органов исполнительной власти регионов, не право, как сегодня, а обязанность в интересах граждан определить зону риска, определить имущество, страховую компанию, купить необходимые страховки, и граждане себя будут чувствовать увереннее», – заявил депутат Государственной думы Ярослав Нилов.
«Эффективным способом вовлечь граждан в заключение договоров добровольного страхования имущества от ЧС будет разделение расходов, например, в первый год государство платит 80% от страховой премии, гражданин, например, 20%. Расходы эти будут вначале не обременительны для жителей страны, что позволит вовлечь в эту программу», – предложил руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь.
Сейчас депутаты готовят соответствующий законопроект. Войдут ли в список страховых объектов только частные дома или еще и многоквартирные, а также дачи и садовые участки, решат региональные власти.
Подробнее в сюжете: Сели в Кыргызстане