Международная федерация легкой атлетики впервые в истории объявила о призовых за победу на Олимпиаде. Всем чемпионам Парижа-2024 будет выплачено по 50 тысяч долларов. К каким последствиям для легкой атлетики, да и всего мирового спорта, это может привести, телеканалу «МИР 24» рассказала мастер спорта международного класса по легкой атлетике Кристина Угарова.
Предыдущие 128 лет организаторы Олимпийских игр принципиально не выплачивали спортсменам никаких денег за успешные выступления. Как бы вы оценили этот неожиданный шаг World Athletics?
Как спортсмен я считаю, это хорошо. Мы прикладываем силы для выполнения результата одинаково, несмотря на то, что выступаем не за деньги, а за честь нашей страны. Но тут я проследила явную взаимосвязь с нашими «Играми дружбы», когда полгода назад мы объявили, что будем платить призовые 40 тысяч за первое место и, соответственно, вторые и третьи места тоже будем награждать, даже если это будут европейцы. Мне напоминает это шахматную партию, когда делаются ходы поочередно. Они полгода думали, чтобы принять такое решение.
Тут я процитирую Себастьяна Коу, президента World Athletics: «Невозможно назвать истинную цену олимпийской медали и усилий, которые необходимы, чтобы представить свою страну на Олимпиаде, но нам важно было с чего-то начать». Видимо, это решение как раз и было принято в пику нашему.
Да, естественно. Плюс у них сейчас будут перевыборы. Себастьян Коу, может, хочет набить себе цену, это тоже играет роль. Но основное, мне кажется, и это нигде не озвучивается, что есть желание отвести у нас спортсменов от наших игр. Ладно просто спортсмены, которые набирают пик формы, а есть виды спорта, которые только один раз могут выйти на пик. Я не знаю, почему это нигде не афишируется, никем это не рассказывается. На мой взгляд, это очевидно, что мы сказали так, а они сказали так. Мне очень интересно, какой теперь шаг сделают наши спортивные чиновники. Если меня спросить, то я бы сказала, что надо двигаться дальше и наши «Игры дружбы», чтобы нас не обвиняли в том, что мы подкупаем, ввести в ранг коммерческих соревнований.
Я выступала очень много на Европе и на мире. Но есть и коммерческие старты, на которые приглашаются через менеджеров определенные спортсмены. Они выезжают, и им дают призовые. Вообще, им за приезд дают деньги, и если они что-то выиграют, то дают дополнительно. Возможно, мы должны как-то сыграть на этом плане и сказать, что да, старт у нас коммерческий, мы будем платить ребятам за приезд. Через менеджеров выйти на спортсменов, проанализировать состав, рейтинги и лучших пригласить. Я вас уверяю, 100 спортсменов пригласим, 50 точно приедут.
Но сейчас речь идет не о наших играх, а об Олимпиаде-2024 . Получается, что Олимпийские игры с практической точки зрения превращаются в такие же коммерческие старты?
Получается, да. Ну а как трактовать? Есть Олимпийские игры, просто еще дополнительно выплачиваются призовые деньги. С одной стороны, для спортсмена это явно неплохо, потому что он бежит, выигрывает, еще и деньги получает. Я видела и комментарии наших руководителей, что это будет стимулировать развитие спорта. Вот легкая атлетика является самым базовым, самым медалеемким олимпийским видом, и все виды спорта связаны с бегом, а значит, так или иначе с легкой атлетикой. Поэтому, что именно World Athletics первой такое заявление сделала, это символично. Значит, это требование времени.
Я спрошу с другой стороны, 50 тысяч долларов – это достойная цена олимпийской победы?
Это около пяти миллионов рублей, я так понимаю. Для нас это хорошие деньги.
Вернемся к личным амбициям Себастьяна Коу. Он собирается принимать участие в выборах главы международного Олимпийского комитета. Это его публичное заявление можно уже считать началом предвыборной кампании?
Возможно. Мне кажется, все надо читать между строк. Это, я считаю, только из-за наших игр. Если бы мы не сказали, что будем платить за призовые места практически такую сумму, они, видите, назначили чуть больше, чем мы. Мы 40, а они 50. Это однозначно все мировая политика. Это от спорта далеко. Я считаю, что это политический шаг, просто он так оформлен. Надо знать эту ситуацию и читать между строк.
При этом Себастьян Коу говорит, что к решению World Athletics очень быстро присоединятся и другие виды спорта. А вы как думаете, насколько быстро кто-то может последовать этому примеру?
Тут надо смотреть составляющую каждой федерации, какими они располагают средствами. Если у них на это будут спонсоры, конечно, ничего не стоит так же награждать. Как всегда, под каким-то предлогом, под ширмой делаются свои дела, это однозначно. Хотя Себастьян Коу – великолепный спортсмен, он рекордсмен. Мы по его технике бега тренируемся. Мы уважаем его. А теперь он ведет такую двойную игру.
Он превращается в спортивного политика. Все-таки предположим, что следом за Ассоциацией легкой атлетики другие тоже начнут вводить эти наградные за олимпийские победы. А стимул, мотивацию они на победу повышают или нет?
Настолько сейчас у нас поменялось все с ног до головы, белое – черным, черное – белым. И с одной стороны, для нас, для русского человека, я считаю, что важнее всего выступать за нашу страну, несмотря на какие-то премии. В любом случае, для нас всегда Олимпиада была наградой и мечтой.
Хорошо, сейчас появятся эти финансовые награды. Что будет с этим олимпийским принципом, где главное не победа, а участие? То есть все, он кончится на этом?
Если бы у них он был, этот принцип, мы бы уже давно выступали и никто бы нас не трогал. «Главное не победа, а участие» – у них это особо ничего не значит. Они самого сильного соперника убрали и теперь радуются каким-то соревнованиям между собой. Без нас это даже не интересно. Здорово, когда есть сильный соперник. Я готовлюсь, тренируюсь, и когда вижу, что со мной бежит сильный соперник, мне интереснее у него выиграть, мне интереснее с ним побороться. Что, я побегу там одна и выиграю? Это уже не то.
Чемпионов межшкольных соревнований обыграть, да?
Конечно, ну что это такое? Когда у нас олимпийцы приезжают, всегда дают подарки. Я сама помню, как мне было здорово, когда я выступала на Европе, несла флаг нашей страны, играл гимн. Это было так здорово, ни с чем не сравнимое впечатление. У меня слезы на глазах. Это настолько душевно, но у них, может, нет такого духа. Я считаю, мы все делаем правильно. Пускай они думают, что им делать.
Подробнее в сюжете: Мир спорта
Читайте также: